Ирина Кезик
Правительство может на полгода продлить
разрешение на экспорт бензина для крупных производителей либо, наоборот, ввести
полный запрет на поставки за рубеж с 1 марта сроком на месяц. Оба варианта
будут рассматриваться 20 февраля на совещании у вице-премьера Александра
Новака, сообщили источники «Известий». На запрете экспорта в преддверии
посевной и плановых ремонтов НПЗ настаивает ФАС, а на продлении преференций для
нефтяников — Минэнерго. Действующие разрешения на экспорт заканчиваются 28
февраля. Собеседники «Известий» склонны полагать, что кабмин поддержит
Минэнерго. В пользу такого решения говорит устойчивая ситуация с поставками на
внутренний рынок, риски ужесточения G7 потолка цен на российское топливо и
возможное давление США на Украину с требованием ввести мораторий на удары по энергообъектам
РФ. Однако не факт, что экспорт будет продлен именно на полгода.
Экспортировать нельзя запретить
Решение о судьбе экспорта бензина
должно быть принято в четверг, 20 февраля, на специальном совещании у
вице-премьера Александра Новака. Об этом «Известиям» рассказали два источника,
знакомые с ситуацией. С инициативой временно — с 1 марта и на один месяц —
приостановить поставки бензинов за границу выступает Федеральная
антимонопольная служба (ФАС).
7 февраля замглавы ведомства
Виталий Королев в интервью ТАСС объяснил инициативу ростом оптовых цен на
бензин и необходимостью их стабилизации в преддверии посевной.
Однако с того момента биржевые
цены на топливо снизились. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой
биржи, если 10 февраля стоимость АИ-92 достигала 57,5 тыс. рублей за тонну, а
АИ-95 — 59,5 тыс. рублей (это был максимум с начала года), то 19 февраля бензин
торговался уже по 52,2 и 55,9 тыс. рублей соответственно.
В свою очередь, Минэнерго внесло
в правительство предложение сохранить разрешение на экспорт бензина для крупных
производителей с марта по август включительно.
Справка «Известий»
В настоящее время в России,
согласно решению правительства, действует временный запрет на экспорт бензина.
Он распространяется на те
компании, которые его не производят (трейдеры, нефтебазы), а также на мелких
производителей (до 1 млн т топлива в год).
При этом компании,
производственной мощностью более 1 млн т, под эмбарго не подпадают. Последний
раз правительство продлевало им разрешение на экспорт с 1 февраля 2025 года на
месяц, т.е. до 1 марта.
Собеседники «Известий» отмечают,
что решение о полном запрете экспорта при необходимости может быть принято в
любой момент.
Вице-премьер Александр Новак,
комментируя инициативу ФАС, отметил, что она требует тщательного анализа.
— Мы будем смотреть, безусловно,
мы будем принимать решение, связанное в первую очередь с насыщением внутреннего
рынка. Это требует тщательного анализа. Мы обязательно проработаем эту
инициативу вместе с Минэнерго, — говорил Новак журналистам в середине февраля.
Хватает ли бензина на внутреннем рынке
— Рассчитываю, что разрешение о
сохранении экспортного окна для производителей нефтепродуктов останется в силе.
Конечно, не до конца лета. С учетом быстро меняющейся обстановки правительство
будет обсуждать этот вопрос не реже чем раз в два месяца, — заявил «Известиям»
зампред комитета по энергетике Госдумы Юрий Станкевич.
Он обратил внимание, что ситуация
с наполнением внутреннего рынка устойчивая: в 2024 году топливно-энергетическая
отрасль сохранила стабильность производственных показателей в сегменте
нефтепереработки, несмотря на все внешние сложности — санкции, удары БПЛА по
заводам и нефтебазам, логистические ограничения.
По словам Юрия Станкевича, в 2024
году поставки топлива на внутренний рынок возросли — бензина на 2,8% к уровню
2023-го (до 38,8 млн т), дизеля на 4,7% (до 54,5 млн т). В текущем году
ситуация также остается стабильной. Согласно приведенным депутатом данным, за
январь российские НПЗ переработали порядка 24 млн т нефтяного сырья, произвели
около 4 млн т автобензинов и 7,4 млн т дизеля. Из них на внутренний рынок
направлено порядка 3,3 и 4,4 млн т соответственно.
При этом среднее месячное
потребление бензина в России составляет 3 млн т, дизеля — порядка 4 млн т,
отметила управляющий партнер WMT Consult Екатерина Косарева.
— Прогнозы производства и сбыта
остаются стабильными, сформированы соответствующие планы-графики ремонтов НПЗ,
учитывающие сезонность спроса на топливо. При этом, конечно, в текущей версии
они не учитывают риск террористических атак, которые могут повлиять на планы
производителей. В части контроля за ценообразованием у ФАС России есть все
необходимые рычаги и без запрета экспорта: нужно пристальнее следить за
ситуацией в отдельно взятых регионах и своевременно реагировать, — полагает
Юрий Станкевич.
Нужны прозрачные механизмы ограничения экспорта
В то же время ряд собеседников
«Известий» отчасти поддержали позицию антимонопольной службы. В прошлом году
подобная мера «сработала достаточно комфортно», отметил заместитель
председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий
Гусев.
— Нам нужно защитить внутренний
рынок. И при этом выработать понятные и прозрачные правила игры. К примеру, при
достижении определенной цены на бирже вводится запрет на экспорт, — предложил
он. — Одновременно с этим у нас есть потенциал на увеличение производства
бензина, но финансовые и фискальные условия сегодня не позволяют это делать.
Нужно думать о стимулирующих мерах для того, чтобы в стране можно было увеличить
выпуск моторного топлива, а нефтяные компании могли бы с большим запасом
поставлять его и на внутренний рынок, и на экспорт.
Руководитель аналитического
центра Независимого топливного союза Григорий Баженов обратил внимание, что
помимо временного запрета на экспорт ФАС предлагает в качестве стратегической
меры создать в России прогнозный рынок нефтепродуктов на базе срочного. Такая
мера «кажется намного более приемлемой для отрасли», считает эксперт, потому
что позволит потребителям заранее приобретать бензин с фиксированной датой
поставки, что сгладит колебания спроса, резкий рост которого приводит к
колебанию оптовых цен.
Григорий Баженов подчеркнул, что
спонтанная регуляторика «чревата непредсказуемостью, что дестимулирует
производителей».
— Это хороший стоп-кран в случае
реализации плохих сценариев, но подобные паузы нужны для выработки системных
решений. Запреты на экспорт вводятся уже в течение двух лет, а подвижек с
универсальным решением по-прежнему нет, — считает Григорий Баженов.
По словам Екатерины Косаревой,
вероятнее всего, правительство выберет компромиссное решение с учетом как
ситуации на внутреннем рынке, так и внешних вызовов.
— С одной стороны, на переговорах
в Эр-Рияде делегация США предложила ввести мораторий на удары по энергетическим
объектам России и Украины. Безусловно, это пока только предложение, но не стоит
его игнорировать. С другой, страны G7 могут ужесточить потолок цен на
российскую нефть, о чем могут объявить уже 24 февраля. Поляки и прибалты,
конечно, не входят в G7, но тем не менее предлагали ввести потолок на уровне
$40 за баррель. В любом случае при ограничениях поставок из-за санкций
бессмысленно будет вводить запрет на экспорт как с точки зрения наполнения
бюджета, так и с решением вопроса затоваривания нефтебаз, — заключила Екатерина
Косарева.
«Известия» направили запросы в
Минэнерго, ФАС и крупным производителя топлива с предложением прокомментировать
ситуацию с возможным запретом экспорта. На момент публикации ответы не
получены.