«Газпрому» выгодна ценовая война с США за Европу – FT

Российский концерн "Газпром", возможно, присматривается к стратегии "газовой войны" для того, чтобы уже в 2016 г. закрыть доступ сжиженному газу из США на европейский рынок, следует из доклада Оксфордского института энергетических исследований (OIES). "Казалось бы, ценовая война менее всего нужна России, и так страдающей от низких цен на нефть, - пишет Financial Times, изучившая доклад. - Однако аналитики показали, что для "Газпрома" такая стратегия экономически оправданна. И без того низкие цены на европейском рынке газа означают, что компания с приемлемыми потерями может опустить их до уровня, при котором поставки СПГ из США станут невыгодными, - и таким образом защитить долю на рынке, обеспечивающем ей значительную долю прибыли". "Газпром" в данном случае способен имитировать нефтяную стратегию Саудовской Аравии, опустившей в 2014-2015 гг. мировые цены на нефть, за счет низкой себестоимости и наличия резервов, считают эксперты. В Западной Сибири у "Газпрома" 100 млрд куб. м, или 3% мировой добычи газа, резервных мощностей. "Это результат вложений в проекты на Ямале, сделанных, когда рынок выглядел благоприятнее, - отмечается в докладе. - "Газпром", как и Саудовская Аравия, способен повысить производство ради удержания рыночной доли, принудив производителей с большими издержками к болезненной коррекции добычи. Что самое важное, СПГ "Газпрома" в Европе может быть существенно дешевле, чем доставленный через Атлантику". OIES оценивает себестоимость российского газа с доставкой в Европу в $3,5 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), тогда как себестоимость американского СПГ с учетом доставки – не менее $4,3 за 1 млн BTU, а по другим подсчетам - скорее около $7 ($2 за сырье и $5 за сжижение и перевозку). В этих условиях, опустив цену сейчас, "Газпром" получает выгоду в будущем за счет сохранения доли на рынке. Пассивная стратегия, напротив, приводит к потере от $25 до $40 млрд в следующие пять лет. Учитывая антимонопольные претензии ЕС, "Газпрому" лучше отказаться от продавливания долгосрочных контрактов, советуют эксперты. Самая очевидная стратегия "Газпрома" состоит в том, чтобы опустить цены на свой газ в Европе ниже американских уже в 2016 г., пишет FT. Более тонкая стратегия – держать цены в Европе на таком уровне, чтобы исключить одобрение новых экспортных СПГ-проектов. Наконец, нельзя недооценивать политический аспект снижения газовых цен, пишет OIES: оно уменьшит стремление Европы к диверсификации поставщиков энергоресурсов. Если "Газпром" и вправду решит играть на понижение, это очень плохо для всей мировой индустрии СПГ, в особенности в США, где недостроенные экспортные терминалы уже приносят убытки. Сейчас непонятно, принял ли уже "Газпром" решение начать ценовую войну, признают эксперты, но в текущих условиях это было бы логично. "Зачем отдавать рынок производителю с большими издержками? Я бы лично начал волноваться, если бы инвестировал в проекты СПГ", - цитирует FT автора доклада OIES Джеймса Хендерсона. "Русские все посчитали и знают, что могут выиграть, если это [ценовая война] произойдет", – считает Тьери Бро, аналитик по газовому рынку Европы Societe Generale. По его оценке, вытеснение американского СПГ с рынка путем снижения цен обойдется "Газпрому" в этом году в $1,3 млрд (это менее 1% его среднегодовой выручки). Топ-менеджеры "Газпрома" просчитывали экономические последствия ценовой войны и обсуждают этот вопрос, пишет FT со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией в руководстве компании.
Комментарии
Конфереция