По Севморпути начались отгрузки углеводородов в восточном направлении
напрямую на азиатский рынок. НОВАТЭК (MOEX: NVTK) 21 июня отправил по маршруту
первую в этом навигационном сезоне партию СПГ с «Ямал СПГ» в Китай. Танкер Arc7
«Эдуард Толль» следует под сопровождением ледокола «Сибирь». Неделей ранее на
восток пошел первый нефтяной танкер «Газпром нефти», но, по данным систем
отслеживания судов, он идет в балласте. Аналитики не ожидают бурного роста
отгрузок углеводородов в новом навигационном сезоне, отмечая, что это во многом
будет зависеть от возможности НОВАТЭКа наладить поставки СПГ напрямую на восток
с первой линии «Арктик СПГ-2».
НОВАТЭК 21 июня открыл поставки
СПГ с завода «Ямал СПГ» по восточному маршруту. Как следует из данных Kpler и
консультационного центра «Гекон», танкер Arc7 «Эдуард Толль» вышел из порта
Сабетта 21 июня, далее на выходе из Обской губы газовоз начал поворачивать на
восток. Конечная точка маршрута — Китай, срок поставки СПГ и порт отгрузки пока
не обозначены. Пока танкер идет под проводкой атомного ледокола «Сибирь».
В «Росатоме» “Ъ” сообщили, что
формально до 1 июля в акватории Севморпути продолжается зимне-весенняя
навигация. Что касается ледовой обстановки в восточном секторе Севморпути, то в
Карском море, по данным «Росатома», сейчас отмечается легкий тип ледовых условий,
в море Лаптевых — средний, в отдельных районах — легкий. Восточнее ледовая
обстановка традиционно ухудшается. Так, в Восточно-Сибирском море преобладает
тяжелый тип ледовых условий, а в Чукотском море — тяжелый тип ледовых условий
со сплоченностью льда до десяти баллов. «В восточном секторе Арктики для
обеспечения безопасности мореплавания и ледокольных проводок судов
запланировано привлечение атомного ледокола»,— сообщили “Ъ” в Росатоме.
Главная интрига летне-осенней
навигации — начнутся ли отгрузки СПГ по Севморпути с проекта «Арктик СПГ-2»,
подпавшего под санкции США.
Первая линия завода уже введена в
эксплуатацию, но проект ранее не мог начать отгрузки, так как не получил
танкеры Arc7 c южнокорейских верфей и верфи «Звезда». В летне-осеннюю навигацию
по Севморпути могут ходить танкеры с меньшим ледовым классом. Как писал “Ъ” 11
июня, в апреле—мае флот НОВАТЭКа пополнился четырьмя новыми танкерами Arc4 —
North Air, North Mountain, North Sky, North Way. Согласно данным ФГБУ
«Главсевморпуть», все эти танкеры получили разрешение на проходку по восточному
сектору Севморпути на период с 1 июля по 7 сентября.
В 2024 году должна была
запуститься круглогодичная навигация по Севморпути, но этого так и не
произошло. О том, что партии СПГ смогут ходить напрямую на восток уже с января
2024 года, сообщал в конце 2023 года глава ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко.
Традиционно навигация в восточном секторе открывается в июне и закрывается в
декабре, период с марта по май считается самым сложным с точки зрения ледовой
обстановки. НОВАТЭК не стремится расширять окно навигации с зимы 2021 года,
когда при попытке прохода на восток без ледокольного сопровождения пострадал
танкер «Николай Евгенов». Танкеры Arc7 c проекта «Ямал СПГ» имеют разрешение на
сквозной проход по всей акватории Севморпути с начала января, танкеры и
контейнеровозы «Газпром нефти» и «Норникеля» — с июня.
В навигацию 2023 года НОВАТЭК
сохранил поставки СПГ по Севморпути в Китай на уровне 2022 года — около 2,27
млн тонн, или 31 груз. Основной рост отгрузок углеводородов на маршруте
происходил за счет увеличения поставок нефти — до 1,5 млн тонн, или 14 партий
против одной партии годом ранее. По данным «Росатома», всего по Севморпути в
2023 году перевезено 36 млн тонн грузов.
Виктор Катона из Kpler не ждет
бурного роста поставок по Севморпути в текущем сезоне.
По его словам, российские
нефтекомпании пока не возобновили поставки Urals — заявок компаний на плавание
в акватории Севморпути из балтийских портов пока нет. С другой стороны,
отмечает аналитик, СПГ вполне может переориентироваться на восток, если «Арктик
СПГ-2» действительно будет запущен на небольших скоростях этим летом. «Летом
Севморпуть — самый быстрый и эффективный путь, особенно учитывая, что, в
отличие от российской нефти, российские газовозы в Китай огибают всю Африку»,—
говорит он. Сейчас доминирующим рынком для СПГ с «Ямал СПГ» выступает Европа.
Основные дополнительные объемы
перевозок по Севморпути в 2024 году будут связаны с ростом экспортных поставок
минерального сырья из портов Балтики и Мурманска, а также с возможной отгрузкой
СПГ с проекта «Арктик СПГ-2», для чего могут быть привлечены четыре новых
газовоза ледового класса Arc4, считает глава консультационного центра «Гекон»
Михаил Григорьев. Общие объемы перевозок по Севморпути, по его оценкам,
приблизятся к 40 млн тонн.
Судя по выданным к концу июня
разрешениям Главсевморпути на плавание в акватории Севморпути, планируются
массированные перевозки на восток продукции практически всех проектов освоения
минеральных ресурсов на побережье — нефти, СПГ, рудной продукции, говорит
господин Григорьев. Но это, по его мнению, приведет не к росту грузопотока, а к
изменению маршрутов поставки сырья на мировой, в первую очередь азиатский,
рынок.
Татьяна Дятел