Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Благодаря мобильным технологиям использование компримированного
(сжатого) природного газа (КПГ) на основе метана в виде газомоторного топлива
(ГМТ) становится выгодным не только для автотранспорта. Внедрение новых
экономических моделей в сфере ГМТ специалисты обсудили на круглом столе
"Экономика газомоторного рынка. Успешные проекты и перспективы" в
рамках XIV Петербургского международного газового форума.
Хотя история транспорта на газе в
нашей стране насчитывает много десятилетий, рынок ГМТ в его нынешнем формате -
один из самых молодых. Старт его развитию дало создание в 2012 году компании
ООО "Газпром газомоторное топливо". Компании пришлось фактически с
нуля создавать не только материальную, но и правовую составляющую рынка,
включая нормы безопасности при работе с ГМТ.
Чтобы сделать экологически
безопасное топливо популярным и востребованным, Газпром и его дочерние компании
начали с себя, решив на собственном примере показать финансовую выгоду от
перехода на газ. Как рассказал заместитель начальника департамента ПАО "Газпром"
Андрей Савин, к настоящему моменту более 60 процентов техники корпорации
работает на природном газе. "За период работы этой программы мы сэкономили
более 21 миллиарда рублей. Это колоссальная сумма только в рамках одной
компании", - сказал Савин.
Главной трудностью на этом пути
стало отсутствие в нужном количестве автомобилей, способных работать на ГМТ.
Сегодня это направление развивается, но автомобилей по-прежнему недостаточно.
Газовые автомобили есть во всех
категориях, включая гигантские карьерные самосвалы, один из которых стал
звездой газового форума. Речь идет о 130-тонном БелАЗе на природном газе.
На сегодня в России
эксплуатируется порядка 300 тысяч автомобилей на метане, их количество растет
как за счет серийно выпускаемой техники, так и в результате переоборудования
машин с бензина и дизеля.
Сегмент метана — это экономика,
энергобезопасность, это вклад в снижение инфляции, наконец, здоровье
Большим препятствием для развития
рынка ГМТ являлась и нехватка заправочной инфраструктуры. Благодаря масштабным
инвестициям и она в целом была решена. Сегодня в России функционирует более
1000 заправочных пунктов, прежде всего АГНКС (автомобильная газонаполнительная
компрессорная станция). Более половины из них, в 70 регионах страны, находятся
в эксплуатации и партнерских отношениях с ООО "Газпром газомоторное
топливо". На газпромовских заправках ежедневно заправляются более 70 тысяч
автомобилей. У владельцев машин на ГМТ появилась возможность беспрепятственных
междугородных и межрегиональных поездок - найти АГНКС стало гораздо проще. А
сделать заправку еще более удобной поможет мобильное приложение для
автомобилистов, которое планируется запустить в 2026 году.
Увидев реальную альтернативу
дорожающему жидкому топливу, власти ряда регионов, заботящиеся об экологии и
эффективности бюджетных трат, поддержали внедрение газовых технологий в
транспортной сфере. Особенно это касается пассажирских и грузовых перевозок.
Так, например, в Петербурге на газомоторное топливо переведено уже более 75
процентов городских автобусов. Это заметно оздоровило воздух на улицах Северной
столицы. В очереди на газификацию - городская коммунальная техника. А на
Сахалине принято решение о переводе вообще всей автотехники на газ.
"Сегмент метана - это крупные цифры, это экономика, энергобезопасность,
это вклад в снижение инфляции, наконец, это здоровье", - подчеркивает
Сергей Колин, руководитель Секретариата - помощник председателя Совета
директоров ПАО "Газпром", генеральный директор ООО "Газпром
газомоторные системы".
В то же время специалисты
обращают внимание на ряд проблем, которые пока препятствуют массовому переходу
на газ автомобилей физических лиц. Они лежат прежде всего в экономической
плоскости. Если для компаний-перевозчиков и таксопарков техника на метане
"отбивает" вложения в ее переоборудование всего за несколько месяцев,
то для частников срок окупаемости достигает 2-3 лет в зависимости от пробега.
Однако в условиях роста стоимости как самих автомобилей, так и традиционного
топлива для них данный фактор ослабевает, делая газ все более привлекательным
вариантом.