Механизм демпфера, который выплачивается нефтекомпаниям для сдерживания
внутренних цен на топливо, может быть скорректирован. ФАС предложила
рассчитывать демпфер отдельно для двух ключевых видов бензина — Аи-92 и Аи-95.
Это позволит компаниям получать выплаты по одному из продуктов при резком
превышении стоимости другого над индикативной ценой.
ФАС предлагает скорректировать
механизм топливного демпфера и рассчитывать его отдельно для двух ключевых
видов бензина — Аи-92 и Аи-95. Об этом служба сообщила во вторник. ФАС также
считает необходимым определить и закрепить предельную индикативную оптовую цену
на Аи-95 для расчета демпфера по аналогии с Аи-92. Инициатива направлена на
нивелирование волатильности стоимости топлива, пояснили в ФАС.
Бюджет выплачивает демпфер
нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких
экспортных нетбэках.
Если оптовые цены на топливо в РФ
отклоняются от установленных в Налоговом кодексе индикативных цен для бензина
Аи-92 и дизтоплива более чем на 10% и 20% соответственно в среднем за месяц,
демпфер в этот месяц не выплачивается. Выплаты по демпферу могут достигать
сотен миллиардов рублей в месяц.
В ноябре комитет Госдумы по
бюджету и налогам поддержал законопроект Минфина, по которому демпфер
обнуляется только по тому продукту, порог отклонения по которому превышен. О
последнем правительство просила, в частности, «Роснефть» (см. “Ъ” от 24
апреля). О расчете демпфера отдельно для Аи-92 и Аи-95 также давно просили
нефтекомпании, говорят собеседники “Ъ”. В нефтекомпаниях ситуацию
комментировать не стали.
Обнуление демпфера случалось лишь
в сентябре 2023 года, когда цены на топливо резко выросли. Тогда правительство
впервые пошло на введение эмбарго на экспорт бензина и дизтоплива.
В конце марта — начале апреля
стоимость дизтоплива в европейской части РФ неоднократно вплотную приближалась
к цене отсечения по демпферу в 66,6 тыс. руб. за тонну на фоне аварий на ряде
НПЗ.
Стоимость Аи-92 и Аи-95 снижается
уже шестую неделю с середины ноября, когда она была на одном из пиков с начала
года, на фоне выхода из осенних ремонтов НПЗ, а также сезонным сокращением
спроса. Исходя из котировок на Санкт-Петербургской международной
товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), оптовые цены Аи-92 с 15 ноября по 24 декабря
снизились на 17,6%, до 51,08 тыс. руб. за тонну, Аи-95 подешевел за этот период
на 16,3%, до 54,22 тыс. руб. за тонну.
Сергей Цивилев, глава
Минэнерго РФ, в ноябре «РИА Новости»:
С ценами все стабильно, ситуация на рынке стабильная.
Руководитель направления
консалтинга NEFT Research Александр Котов напоминает, что несовершенство
механизма демпфера неоднократно отмечалось. «Механизм, по сути, хорошо работает
только в достаточно узком диапазоне цен на нефть и нефтепродукты при
относительно стабильном курсе рубля, а при резких колебаниях параметров дает
сбои»,— говорит эксперт. По его словам, в сегменте высокооктанового бензина
проблема заключается в хрупком балансе спроса и предложения, который имеет
очень небольшой запас прочности. Поэтому, продолжает господин Котов,
внеплановые остановки установок на ряде НПЗ приводили прежде всего к
подорожанию бензинов Аи-95 и выше.
Как отмечает Александр Котов,
проекты модернизации НПЗ необходимо завершить как можно скорее, так как это
приведет к увеличению предложения, в том числе высокооктановых бензинов. По его
словам, избыточное давление на нефтяников, имеющих высокую налоговую нагрузку,
лишает компании ликвидности, на которую проводится модернизация. При текущих
процентных ставках и низкой рентабельности большинства НПЗ компании могут
рассчитывать только на свой капитал, добавляет эксперт.
Помимо корректировки демпферного
механизма, ФАС предлагает ужесточить правила проведения биржевых торгов
топливом. В частности, обсуждается возможность принятия мер к участникам,
которые приобретают от 25% от общего объема торгов топливом за один день.
Также, считают в службе, нефтекомпаниям необходимо участвовать в аукционе
открытия, в котором сегодня участвует только «Газпром нефть». Это, по мнению
ФАС, позволит по специальному алгоритму определить цену и удовлетворить первые
заявки торгового дня, а также минимизировать возможности манипулирования
ценами.
Ольга Мордюшенко