ФАС считает, что переход госкомпаний на закупку топлива по рыночным ценам сэкономит казне до 30 млрд в год

До конца 2018 года естественные монополии, госкомпании и ведомства переведут на закупку топлива по рыночным ценам.

Об этом «Известиям» рассказал замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. Сейчас компании, участвующие в конкурсах на поставку бензина и дизеля по госконтракту, часто завышают цены. Это приводит к дополнительным тратам бюджета, отмечают в ФАС. По мнению экспертов, реализация планов антимонопольного ведомства поможет сэкономить казне до 30 млрд рублей в год.

Как рассказал «Известиям» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, ведомство хочет привести топливные закупки для госкомпаний, естественных монополий и госучреждений к рыночному ценообразованию. Сейчас договоры заключаются через тендеры по свободной схеме, когда цены на поставки определяются только посредством конкуренции участников торгов. ФАС предлагает привязать максимальную стоимость контрактов к рыночным индикаторам, так называемому формульному образованию.

Служба разработала соответствующую методику определения формулы цены. Она строится на средней биржевой стоимости топлива в месяц перед началом поставок, пояснил «Известиям» начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Он добавил, что в ближайшее время методика будет направлена на согласование в Центробанк.

— Формульное ценообразование распространится и на госзакупки в рамках 44-ФЗ, и на закупки в рамках 223-ФЗ. Рассчитываем, что до мая нам удастся выйти уже с готовыми поправками к правительству, — сообщил Анатолий Голомолзин.

Смысл перевода госконтрактов на рыночные цены заключается в привлечении мелких поставщиков и экономии бюджетных средств.

— Довольно часто происходит так, что контракты заключаются в момент наибольшей цены на рынке. Для дизеля — это зима, для бензина — лето. Соответственно, госкомпания или учреждение получает дорогое топливо весь период до следующего тендера. Мы же хотим, чтобы стоимость бензина по госзакупкам была гибкой и шла вслед за волатильностью рынка, — пояснил Дмитрий Махонин.
Бюджет сможет сэкономить значительные средства на топливных поставках. По оценкам Анатолия Голомолзина, речь идет о «нескольких десятках миллиардов рублей ежегодно». По данным Российского топливного союза, через госконтракты проходит до трети от всего производимого бензина и дизеля. Как правило, наценка в контрактах составляет до 15%, рассказал аналитик Eurasia Group Дмитрий Мартынов.
С учетом того, что общий оборот топливного рынка в 2017 году достиг почти 500 млрд рублей, объем госконтрактов составляет порядка 200 млрд рублей, рассчитал он.

Таким образом, при условии стабильных розничных цен на бензин госкомпании и муниципалитеты сэкономят около 30 млрд рублей, считает аналитик. При снижении нынешних цен на бензин хотя бы на рубль годовая экономия превысит 21 млрд рублей, подсчитала замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

Как правило, наибольшие тендеры на поставку выигрывают топливные структуры крупнейших нефтяных компаний, таких, как «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». По словам Дмитрия Махонина, ФАС уже провела с ними переговоры. Они не против перевода госконтрактов на рыночные цены, утверждает чиновник: это дает им возможность лучше прогнозировать свои доходы, а также гарантию стабильных цен не ниже рынка.

Представители нефтяных компаний не ответили на вопросы «Известий».
Стоимость топлива по госконтрактам будет сложно полностью привязать к рыночным ценам, считает гендиректор трейдерской компании «Солид — товарные рынки» Илья Мороз. По его словам, в цены будущих поставок компании вкладывают свои риски, а также кредитные средства и стоимость хранения топлива.

По мнению Дмитрия Мартынова, сейчас механизм ценообразования по контрактам действительно непрозрачен — компании фактически сами выставляют стоимость закупки. При этом цена на один и тот же объем может варьироваться в 1,2–1,5 раза. ФАС действует в верном направлении, но новый механизм ценообразования потребует дальнейшей детальной проработки и вряд ли запустится раньше конца 2018 года, считают аналитики.

Источник
Комментарии
Конфереция