Федеральная антимонопольная служба направила в правительство предложение сохранить оборот бензина экологического класса «Евро-4» как минимум до конца 2016 года. Об этом говорится в ответном письме замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся бездействием ФАС из-за высоких цен на бензин. Переход на «Евро-5» по всей России сейчас предусмотрен с 1 июля 2016 года.
«Инициировано и направлено письмо в правительство РФ с предложением ФАС России по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину...» в части продления срока выпуска в обращение и обращения автомобильных бензинов экологического класса К-4 [«Евро-4»] на территории РФ до 31 декабря 2016 года, в том числе в целях недопущения дефицита нефтепродуктов на территории РФ», — говорится в письме Анатолия Голомолзина.
Согласно срокам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза, переход российских НПЗ на «Евро-5» должен был состояться с начала 2016 года. Но весной 2015-го против перехода выступили нефтяники, опасавшиеся не успеть провести модернизацию своих заводов, а затем и сама ФАС. По мнению ведомства, это было невозможно и чисто технически.
— С учетом экономических событий нефтяные компании не успеют модернизировать производства. В этих обстоятельствах переход на «Евро-5» возможен только благодаря использованию присадок. Однако, как известно, большинство из них — иностранного производства, — заявлял в июле начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
По данным ФАС, в прошлом году цены на бензин в России выросли более чем на 5%, на что повлиял ряд факторов: «налоговый маневр» (экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты снижены, повышен НДПИ на нефть и газовый конденсат), инфляция, традиционный весенний ремонт всех российских нефтеперерабатывающих заводов, рост экспорта бензина, снижение производства бензинов внутри страны и импорта топлива из Белоруссии. Чтобы не допустить повторения ситуации, ФАС предприняла ряд профилактических мер, вплоть до наложения штрафов на крупные нефтекомпании. В числе этих мер Анатолий Голомолзин в письме депутатам назвал и письмо в правительство о продлении оборота «Евро-4».
Минэнерго тоже поддержало ранее перенос запрета «Евро-4»: по оценкам министра Александра Новака, дефицит мог составить 2–4 млн т. Сначала правительство было не против переноса на год (курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович не возражал), но премьер Дмитрий Медведев настоял на полугодовой отсрочке, это октябрьское решение правительства утвердила Евразийская экономическая комиссия. Всего компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых, в конце прошлого года о досрочном переводе всех НПЗ на «Евро-5» объявляла «Роснефть».
Интересно, что автобизнесу тоже дали отсрочку, но частичную. С 1 января 2016 года двигатели всех легковых автомобилей категории М1 (помимо места водителя не более восьми мест для пассажиров), импортируемых в Россию и производящихся здесь, должны соответствовать экологическому классу «Евро-5». Это правило не касается грузовой и коммерческой техники, а также автомобилей повышенной проходимости (внедорожников). Они по-прежнему могут быть реализованы с двигателями «Евро-4», переход на «Евро-5» запланирован с 2017 года.
Отсрочка отодвинула опасения по дефициту топлива — в январе 2016 года его запасы были выше, чем в январе 2015-го, сообщал Анатолий Голомолзин. Но в феврале картина уже иная: если на начало февраля прошлого года запасы составляли 1,75 млн т, то в этом году — уже 1,54 млн т, говорит директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Пик спроса традиционно приходится как раз на III квартал, когда все НПЗ должны будут перейти на «Евро-5», и, вероятно, ФАС пытается застраховаться от возможной нехватки товара на внутреннем рынке и скачка цен, считает аналитик.
Своим письмом ФАС может лоббировать и интересы нефтяников — к июлю у компаний останутся большие запасы топлива «Евро-4», считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
— Все крупнейшие вертикально интегрированные компании уже закрыли программы модернизации и перешли на выпуск стандарта «Евро-5». Но остается проблема реализации запасов «Евро-4», и дополнительные полгода могли бы ее решить, — полагает он.
Комментарии