Конфереция

ФАС объяснила, почему дорожает бензин

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила ответ депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся стоимостью российского бензина (копия есть у «Известий»). За подписью замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина народным избранникам сообщается, что сотрудники ведомства «регулярно принимают меры антимонопольного воздействия» на заправки и с 2008 года завели 460 дел и собрали штрафов на 20,7 млрд рублей. Кроме того, в ФАС объяснили, что бензин подорожал из-за «налогового маневра», роста отраслевых издержек и инфляции. В письме депутатам ФАС напоминает, что закон не предусматривает госрегулирования цен на нефтепродукты и они формируются «на основе рыночного механизма конкуренции». «В соответствии со своими полномочиями … при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании», — пишет Анатолий Голомолзин. Он указывает, что с 2008 по 2015 год было рассмотрено более 460 дел. «Было рассмотрено три «волны» дел … в отношении крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний: ОАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО «АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде РФ, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы», — сообщает Анатолий Голомзин, уточняя, что общая сумма перечисленных в бюджет штрафов составляет порядка 20,7 млрд рублей. Тем не менее бензин для потребителей дешевле не стал, и на то есть ряд причин. «На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги — составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%», — говорится в письме ФАС. За последний год на фоне падения цен на нефть налоги на нее как раз выросли: с 2015 года ставка налога на добычу полезных ископаемых увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%). С начала 2016 года увеличились и акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо: на 44% — на топливо ниже класса Евро-5, на 36% — на Евро-5 и на дизельное топливо всех классов — на 20%. «Совокупность данных факторов (в частности увеличение налоговой нагрузки), способствующих росту цен на нефтепродукты на территории Российской Федерации, нивелировало падение цены на нефть как фактора снижения цен на нефтепродукты», — подытожил Анатолий Голомолзин. Ранее в Госдуме обратили внимание на то, что на фоне снижения цен на нефть бензин дешевеет во всем мире, однако в России этого не наблюдается. Подозревая, что дело в сговоре монополистов, депутаты-коммунисты Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили запрос в ФАС с просьбой разобраться в ситуации. Они указывали, что, например, в США на момент написания запроса цена на бензин составляла порядка 10 рублей за литр по текущему курсу, в Китае — 1,32–1,43 рубля за литр. Аналитики тогда поясняли, что удешевление нефти съела инфляция рубля. Кроме того, влияние на цену автомобильного топлива оказала модернизация нефтеперерабатывающих заводов.
Комментарии
Конфереция