«Фаэтон» откроет на АЗС супермаркеты по франшизе

Топливный оператор «Фаэтон» хочет увеличить доходы от продажи сопутствующих товаров за счет перевода части магазинов на заправках под вывеску Spar. Об использовании этого бренда оператор АЗС договорился с ТД «Интерторг», владеющим лицензией на развитие Spar в Северо-Западном регионе. За счет ребрендинга магазинов «Фаэтон» намерен нарастить свою выручку на 30%. Участники рынка оценивают проект скептически, указывая, что у топливного оператора нет компетенций в сфере продовольственного ритейла. Топливный оператор «Фаэтон» начнет открывать на своих заправках супермаркеты Spar Express. Право запуска магазинов под этим брендом компания приобрела у компании «Интерторг», владеющей лицензией на развитие сети Spar на Северо-Западе. Первый магазин под управлением топливной компании, общей площадью 618 кв. м, в апреле начнет работать на АЗС на Киевском шоссе, 23. Всего в текущем году на заправках компании откроется до 10 магазинов Spar, а в случае успеха проекта их число может увеличиться, говорит директор по маркетингу «Фаэтона» Николай Королев. Площадь следующих магазинов будет меньше и составит около 120 кв. м, но место для открытия супермаркетов есть не на каждой заправке, уточняет основатель холдинга «Фаэтон» Сергей Снопок. Объем инвестиций в переформатирование магазинов на АЗС и условия сотрудничества стороны не раскрывают. По информации источников “Ъ”, «Интерторг» предлагает партнерам платить паушальный взнос в 300–400 тыс. рублей и роялти в 3% с оборота. В состав топливной сети «Фаэтон» входят 23 АЗС под одноименным названием и восемь АЗС «Аэро» в Санкт-Петербурге и Ленобласти, при которых работают магазины SkyWay и «Фа-маркет». В ходе ребрендинга их ассортимент увеличится с 800 до 2000 наименований, в них будут представлены не только товары импульсного спроса, но и молоко, хлеб, сыр, колбасы, овощи и фрукты. Такие продукты обычно не продаются на заправках, подчеркивает господин Королев, указывая, что наличие сетевого магазина на заправке позволит гарантировать привлекательные цены и повысить сервис. «В сознании потребителей покупать на заправке всегда дорого, какую бы цену ты ни поставил. За счет коллаборации брендов мы хотим приучить людей покупать повседневные продукты, заправляясь на АЗС»,— поясняет он. Благодаря вывеске Spar трафик одной заправки может вырасти как минимум на 4%, оценивает господин Королев. Ожидается, что средний чек супермаркета превысит 500 рублей. Инвестиции в открытие супермаркета Spar на 600 кв. м составят 10–15 млн рублей, на 150–200 кв. м — 5–7 млн рублей, полагает источник “Ъ” на розничном рынке. Холдинг «Фаэтон» был основан в 1992 году и долгое время был одним из крупнейших операторов топливного рынка Петербурга. В 2011 году ХК «Фаэтон», принадлежащая Сергею Снопку и его брату Михаилу, была признана банкротом и в отношении нее была введена процедура конкурсного производства. Подобная участь постигла и еще некоторые структуры, входившие в «Фаэтон». В 2010 году эксперты оценивали долю компании на рынке в 10%. Как пояснил “Ъ” господин Снопок, «Фаэтон» купил франшизу для увеличения нетопливной составляющей в структуре выручки. Сейчас от продажи сопутствующих товаров компания получает 15% выручки, добавляет господин Королев. Открытие магазина на заправке позволит несколько нарастить продажи топлива, но более существенным источником дохода станут продажи самих магазинов, утверждает господин Снопок. Благодаря партнерству с «Интерторгом» общая выручка «Фаэтона» вырастет на 30%, рассчитывает он. По итогам 2017 года выручка операционной компании топливной сети ООО «АвтоЗаботливаяСтанция» составила 1 млрд рублей, чистая прибыль — 4,9 млн рублей, по данным kartoteka.ru. В «Интерторге» пояснили, что топливная компания сможет закупать товары по низким ценам и за счет этого повысить конкурентоспособность и прибыльность бизнеса. Планы по продаже субфраншизы на бренд Spar «Интерторг» озвучил осенью прошлого года: тогда в компании говорили, что партнерами может быть открыто не более 10% от общего числа магазинов (см. “Ъ” от 22.11.2018). На фоне роста цен на бензин топливные компании пытаются увеличить доходы от продажи сопутствующих товаров. Так, концерн Shell для повышения доли нетопливного бизнеса в структуре доходов решил открывать на своих заправках по франшизе рестораны Pizza Hut (см. “Ъ” от 23.01.2019), а «Газпром нефть» передала в управление 40 АЗС ритейлеру Stopexpress. За счет дополнительного трафика продажи топлива увеличились на 5%, говорится в корпоративном журнале «Газпрома». В условиях падения прибыли от продажи нефтепродуктов участники рынка ищут новые источники доходов и пытаются повысить эффективность использования площадей, говорит первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов. Экономическая целесообразность партнерства будет зависеть от силы брендов, взаимодополняемости между ними, а также конъюнктуры на рынке топлива, считает он. Источник “Ъ” на розничном рынке сомневается в эффективности проекта. У «Фаэтона» нет компетенций в продовольственном ритейле, заявленная площадь магазинов выглядит избыточной, а цены в их супермаркетах будут выше, чем в обычных магазинах, уверен он.
Комментарии
Конфереция