Электромобили не потянут. Как складывается ситуация на рынке авто

Россияне закупились новыми электромобилями Tesla. В апреле, по данным агентства «Автостат», их продажи выросли на 90% год к году. Всего за месяц в стране продали 80 машин от компании Илона Маска. Также спросом в апреле пользовались электрокары Audi и Porsche. В целом же продажи авто без бензинового двигателя в России просели, но всего на 11%.

У апрельской статистики есть свои причины, пояснил директор «Автостата» Сергей Целиков. Однако в условиях санкций продажи любых авто на электротяге на российском рынке, вероятнее всего, вскоре сойдут на нет, полагает эксперт: «До конца прошлого года были льготы на ввоз электромобилей, поэтому тогда привезли достаточно много машин. Именно эти партии сейчас продаются и встают на учет.

Скорее всего, в ближайшее время стоит ожидать постепенного снижения: оставшиеся автомобили распродадут, а ввоза практически нет. Если говорить про новые электрокары, то последний год они стоили очень дорого. Их покупали люди, которые брали третью или четвертую машину в семью, и, соответственно, 80% из них живут в своем доме и могут позволить поставить зарядную станцию. Это совсем недорого — 100-150 тыс. руб. На фоне покупки за 8-10 млн руб. это вообще не деньги».

Впрочем, нельзя исключать, что новые автомобили Tesla все же продолжат появляться в России, пусть и в небольших количествах. Такое мнение высказал заместитель главного редактора Autonews.ru Денис Смольянов. Что же касается рассчитанной до 2030 года программы развития электротранспорта в России, то ее перспективы сейчас туманны, говорит он: «Электромобили в основном таких брендов, как Audi, Porsche, Jaguar, у нас продавались через официальные представительства.

В перспективе нескольких месяцев, наверное, не будет поставок и продаж, потому что существует эмбарго на ввоз машин — завозить их официально нельзя.

При этом у нас нет представительства Tesla, и авто поставляли сюда в основном частным образом, через компании, но все равно это неофициальный путь. Машины покупались в Америке, их везли или через Белоруссию, или через Финляндию. Поэтому, может, в ближайшем будущем мы увидим, что продажи Tesla у нас будут на каком-то достойном уровне и даже вырастут.

А вот реализация Porsche Taycan, Jaguar и других электромобилей, которые поставляли сюда официальным путем, будет снижаться, поскольку представительство просто не будет их продавать. В России на данный момент не выпускается ни одного электрокара. То, что показывалось, это перспективные разработки. С момента показа до момента серийного производства даже у крупнейших производителей проходит довольно много времени.

Поэтому говорить о том, что мы по взмаху волшебной палочки начнем делать такие машины, к сожалению, нельзя. У меня также есть вопросы к производству собственных "Москвичей" в виде электрокаров. Например, что это будет за авто, кто будет его разрабатывать, поставлять комплектующие, непонятно. Тут может открыться другое окно возможностей, связанное с Китаем. Он является мировым лидером по электрификации, и китайцы могут начать поставлять нам свои электромобили. Возможно, это даст толчок».

В то же время в США и Европе образовались очереди из желающих приобрести электромобиль. Ждать машины покупателям приходится месяцами. Причина — перебои с поставками на фоне событий на Украине и дефицит электронных компонентов, вызванный пандемией. Рост спроса, как пишет издание Business Insider, вероятно, связан с тем, что потребители опасаются нехватки бензина из-за проблем с поставками нефти.

Андрей Загорский

Комментарии
Конфереция