Маркетологи обратили внимание на «фантомные боли» и воспоминания
владельцев электрокаров в оборот взяли их ностальгию по звукам и запахам старых
машин с двигателями внутреннего сгорания. На рынок выходят тюнинг-комплекты с
визуальной имитацией выхлопа и ароматизаторы салона с запахом солярки, бензина
и моторного масла. Тему продолжит Станислав Крючков.
Тонкое сочетание ароматов
моторного масла, жасмина и березового дегтя, а в сумме нечто похожее на запах
работающего двигателя — стремительный трип по волнам своей памяти и никаких
дополнительных вибраций: один из финских дистрибуторов и импортеров азиатских
автомобильных марок для продвижения электрокаров в своих шоурумах запустил
акцию. Зону продаж снабдили источниками бензинового запаха для создания
атмосферы.
При покупке машины выдают запас
целлюлозных ароматизаторов на салонное зеркало заднего вида, которые выполнены
не в форме традиционной елочки, но повторяют очертания классической канистры.
Обещают стойкий «запах автомастерской». Электрокары, конечно, принесли новые
ощущения, но если что-то с их появлением и ушло, то это не запахи, а звуки,
рассуждает основатель и генеральный директор компании E.N. Cars Евгений
Забелин: «Мне сложно ездить на бензиновых машинах, потому что у них нет
рекуперации. На "электричке" используешь тормоза только в финальной
стадии для полной остановки и то не всегда. Когда у тебя Xiaomi SU7 Ultra и она
вроде бы быстрая, безусловно, у нее есть звук имитации двигателя, который
внутри салона, но хочется еще и окружающих удивить. В Китае тюнинг-комплекты,
которые имитируют звук выхлопа действительно снаружи».
По состоянию на 1 июля 2025 года
в России было зарегистрировано 138 тыс. электрокаров и подключаемых гибридов.
Всего легковой парк насчитывает 47,5 млн машин. А значит, со временем число
потенциальных ловцов воспоминаний о потрескивании дизеля лишь вырастет,
обращает внимание представитель Auto.ru Георгий Голубев. Любителей бензиновых
моторов даже распределили по категориям, отмечает собеседник “Ъ FM”: «Одни
говорят, что так создается связь с машиной, для других это важно, потому что
надежно, для третьих главное, чтобы было побольше мощности, для четвертых
важнее, наоборот, технологии.
Такие ароматизаторы с запахом
солярки точно есть, причем они не самые простые. Что касается имитации звука
наружу, есть на уровне отдельных решений, то есть когда человек самостоятельно
что-то собирает у себя в гараже. Если говорить про визуальную имитацию
патрубков выхлопа как элемент изменения заднего бампера, это 100% присутствует,
и оно работает в обе стороны. У каждого свой взгляд, что считается красивым
автомобилем. Большинство скажет, что это веган, который ест мясо — либо ты там,
либо тут».
Было время, и первое
отечественное купе — восьмерка-«зубило» разбиралась до последнего болта:
вспомнить об этом иногда можно, со всеми скрипами и специфическими запахами. Но
в мегаполисе нужно двигаться дальше, говорит управляющий партнер группы
компаний «Престиж-Авто» Алексей Бармин: «Я давно сторонник гибридов и
электромобилей, не сомневаюсь, что этой ностальгии хватит на пару часов, чтобы
просто сесть, вспомнить и потом вернуться в замечательный, инновационный,
комфортный автомобиль и продолжать получать удовольствие от вождения с новыми
технологиями».
По прогнозам Института Генплана
Москвы, переход на электротранспорт способен улучшить экологию города за
парудесятков лет на треть. При этом свыше 84% автомобилистов пересаживаться на
электрокары не хотят. Согласно исследованию rucars.ru, лишь один из 100
владельцев электромобилей в России разочарован своим выбором и хотел бы
вернуться к ДВС.