Александр Мелешенко
Электромобили, которые еще десяток лет назад воспринимались в Москве
как диковинка, стали обычным делом - их можно даже арендовать в каршеринге, ими
активно пользуются городские службы, а уж по числу электробусов российская
столица и вовсе N 1 в Европе. Но и рядовые автомобилисты не отстают - у них уже
17 тысяч машин на электротяге, и эта цифра постоянно растет. По расчетам
городских властей, в ближайшие пять лет их станет 320 тысяч. Реально ли это?
На зарядку становись
Цифра 320 тысяч взята не с
потолка - она фигурирует в транспортной стратегии Москвы, утвержденной мэром
Сергеем Собяниным. Если показатель будет достигнут, то доля электромобилей в
общем автопарке составит 7%. Город намерен этому способствовать - к 2030 году в
столице обещают установить до 35 тысяч электрозарядных станций (ЭЗС).
Собственно, вопрос зарядной
инфраструктуры - главный в популяризации электромобилей. Их потенциальных
покупателей в первую очередь отпугивает не цена или возможные сложности с
обслуживанием, а риск остановиться с разряженным аккумулятором посреди улицы,
где нет зарядной станции.
Впрочем, такой риск уже сейчас
минимален - в городе работают 7 тысяч зарядок, и их становится все больше.
"В ближайшие годы планируем значительно расширить сеть, чтобы подготовить
столицу к растущему парку электротранспорта и улучшить экологию. Рассчитываем
на активность частных инвесторов", - говорит Собянин.
С этой целью власти приняли
решение поддержать компании, которые возьмутся за установку зарядных станций.
Им компенсируют до половины затрат на технологическое присоединение к
электросетям - в пределах 2 млн рублей на одну станцию. Владельцев зарядок при
этом обяжут интегрироваться в городские сервисы, включая информсистему
"Энергия Москвы" и мобильное приложение "Метро Москвы". Это
нужно, чтобы водители могли видеть все зарядные станции в одном приложении, не
разбираясь в нюансах работы каждого оператора отдельно.
Что касается цен, то, например,
на зарядках проекта "Энергия Москвы" сейчас берут 20 руб./кВт*ч на
станциях постоянного тока (от 50 кВт) и 15 руб./кВт*ч на станциях переменного
тока (22-24 кВт). В первом случае речь идет о быстрых зарядках, где можно
восполнить заряд за полчаса, а во втором о медленных, где можно простоять и
несколько часов.
У выпускаемого в столице
электромобиля "Москвич 3е" емкость батареи составляет 65,7кВт*ч,
значит, для полного заряда на быстрой станции придется выложить около 1300
рублей. Для сравнения - полный бак на бензиновом "Москвиче" выйдет
примерно в 3300 рублей. Правда, запас хода на бензине будет примерно 500-600
км, а у "электрички" - 400.
Парковка - бесплатно
Как видно, экономия на топливе у
электромобиля получается заметная, а уж если заправляться на медленных зарядках
или вообще дома, так тем более. Поэтому даже застройщики все чаще
предусматривают установку ЭЗС в подземных паркингах жилых домов, а там, где их
нет, жильцы сами пытаются смастерить зарядку для своего электромобиля.
Это даже приводит к конфликтам
среди соседей. Недавно в таком случае пришлось разбираться Мосжилинспекции -
туда обратились жители дома 83 на Проспекте Мира. У них на подземной стоянке
установили зарядку, которая сразу начала пользоваться спросом, но люди
заподозрили, что платит за это весь дом. В итоге оказалось, что свой
электросчетчик у зарядки есть, но вот установили ее без проведения общедомового
собрания, чего делать нельзя. В итоге станцию демонтировали. Однако хватает и
примеров, где зарядки ставят по всем правилам.
Впрочем, низкая цена
электроэнергии по сравнению с бензином - далеко не единственная причина
интереса москвичей к электромобилям. Дело в том, что владельцы такого
транспорта освобождены от уплаты транспортного налога и имеют возможность
пользоваться бесплатно городскими парковками. Кроме того, с электромобилей не
берут плату при поездках по платным дорогам. В итоге получается очень
внушительная экономия.
Кроме того, владельцы
электромобилей могут экономить и на их обслуживании - им по крайней мере не
приходится регулярно менять масло и масляный фильтр, поскольку их банально нет.
Ну и, наконец, дело в ощущениях - электромобили практически бесшумны и не имеют
вибрации. За счет электромотора они могут очень быстро разгоняться, но делают
это опять же бесшумно. В общем, если вы привыкли к классическому двигателю на
сгораемом топливе, то первое время в электромобиле будет очень непривычно.
Некоторые водители именно по этой причине делают выбор в пользу электромобиля -
им больше нравится поведение такой машины.
Ну а город заинтересован в
электромобилях хотя бы из экологических соображений. Машины с двигателями
внутреннего сгорания в наши дни - главный источник загрязнения воздуха в
Москве, на них приходится больше 90% вредных выбросов. Никакие ТЭЦ или
предприятия с ними не сравнятся. А вот электромобили сами по себе никаких
выбросов не производят.