Экспортный запрет на бензин: спасение рынка или «подножка» малым игрокам

Михаил Колесников

Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления нефтепродуктами

 

Решение правительства распространить запрет на экспорт бензина на всех производителей, включая нефтеперерабатывающие заводы, вплоть до 31 августа вызвало неоднозначную реакцию на топливном рынке. Такой шаг призван сбить растущие биржевые котировки (АИ-92 подорожал с января на 27%, АИ-95 — на 40%) и обеспечить стабильность внутренних поставок в пик сезона. Это тревожный звонок для топливного рынка, но все же конечным потребителям и владельцам АЗС не стоит из-за этого сильно переживать.

Сезон, налоги и порог демпфера

Запрет — это реакция на стечение нескольких факторов. Лето — традиционно время растущего спроса: сельхозтехника работает на полную мощность, россияне массово путешествуют на автомобилях, а в этом году ситуация усугубилась достижением предельного порога в работе демпферного механизма. Этот механизм должен был сдерживать розничные цены, компенсируя нефтяникам разницу между внутренними и экспортными ценами. Однако биржевые котировки АИ-92 уверенно преодолели критический уровень в 60,45 тыс. руб./тонну, при котором компенсации из бюджета прекращаются. Дополнительным драйвером роста стало повышение акцизов на бензин на 14% с начала года.

Ветер перемен: его возможности и угрозы…

Главная хорошая новость — на бирже появится больше топлива, а значит продавцы будут продавать его дешевле. Исторический опыт показывает, что подобные меры могут снизить котировки на 5-7% в течение 2-3 недель.

В целом, такая ситуация способна улучшить маржинальность АЗС. Если биржевые цены снизятся, а розничные, как обычно, будут корректироваться с запаздыванием, маржа АЗС может кратковременно вырасти на 3-4%.

Однако есть и риски. Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, лишившись экспортной выручки, могут отдавать приоритет в поставках своим заправкам. Как выход — наращивать кооперацию с региональными НПЗ, чья доля в производстве бензина приближается к 50%.

На снижение розничных цен на заправках рассчитывать не стоит. В лучшем случае мы увидим существенное замедление роста. В августе-сентябре темпы прироста могут снизиться до 0,1-0,2% в неделю против текущих 0,3-0,4%.

Более того, концу года мы можем столкнуться с дополнительным повышением цен на бензин в районе 4%. Виной тому общая инфляция и запланированные акцизы. 

Как быть малым игрокам 

В сложившейся ситуации независимые АЗС вынуждены искать адаптивные стратегии. Вот несколько направлений:

1.     1.   Кооперироваться с региональными НПЗ, где условия поставок надежнее.

2.   2. Делать акцент на премиум-марки: рост спроса на высокооктановые бензины (АИ-95/98) фиксируется на уровне 23% с 2023 года, работа в этом сегменте поможет компенсировать риски маржинальности.

3.       3. Добиваться включения АЗС в приоритетные логистические схемы наравне с крупными сетевыми игроками для гарантированного снабжения.

Текущий момент может быть благоприятным для старта бизнеса или расширения сети АЗС благодаря потенциально улучшенной маржинальности. Компаниям важно использовать этот период для укрепления отношений с поставщиками и клиентами, но быть готовыми к осенней турбулентности. Запрет на экспорт будет снят, и тогда от рынка потребуется готовность приспособиться к другим условиям.

Комментарии