Отсутствие проработанных механизмов реализации и недостаточность мер
поддержки ставят под сомнение реалистичность представленной Минэнерго концепции
развития рынка газомоторного топлива до 2035 года, сообщили ТАСС эксперты и
представители законодательной власти.
Они указали, что проект концепции
предполагает значительное увеличение доли ГМТ на транспорте, включая сжатый
(КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ), а также прогнозирует рост производства
газомоторных автомобилей с 5 до 50 тыс. единиц в год. Однако, как отметил
зампредседателя комитета по энергетике Госдумы Юрий Станкевич, "абсолютно
неясно, за счет каких ресурсов и возможностей такие показатели могут быть достигнуты".
"К сожалению, прошедшая в
июне в Госдуме дискуссия продемонстрировала отсутствие каких-либо
финансово-экономических расчетов с оценкой ожидаемого эффекта от предоставления
льгот, бюджетных вливаний. Такой работы Минэнерго не проводило. По этой причине
приведенные в проекте концепции механизмы ее реализации (например,
"введение налоговых льгот и прочих преференций для транспортных
средств") являются привычной декларацией о намерениях, но не планом
действий", - подчеркнул он.
Ключевым барьером для перехода на
ГМТ может стать и отсутствие действенных стимулов для частных автовладельцев.
По его словам, субсидирование
переоборудования транспорта недостаточно. Нужны радикальные меры: либо резкий
рост цен на бензин и дизель, либо тотальные льготы - нулевой транспортный
налог, бесплатные парковки, дотации на покупку газомоторных авто, считает
Станкевич.
Заместитель председателя
наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев
добавил, что даже при значительной разнице в цене между газом и традиционным
топливом спрос на метан остается низким. "Рынок уже проголосовал:
метановые заправки загружены лишь на 30%. Если государство хочет изменить
ситуацию, нужно либо резко поднять цены на бензин, что маловероятно, либо
признать, что стратегия не сработала", - заявил он.
Альтернатива метану
В отличие от метана, сжиженные
углеводородные газы (СУГ) могут сохранить свою нишу, считает Гусев. "Опыт
Турции и Южной Кореи показывает, что СУГ проще в использовании, дешевле в
производстве и хранении. Упор стоит делать на них, а не на метан", -
отметил эксперт.
"Самое главное, наверное, в
том, что стоимость техники на метане на порядок больше, чем стоимость обычной
техники. Мне кажется, что логика, особенно государственной поддержки, программ
моторизации на метан отсутствует", - добавил он.
О концепции
Проект концепции развития рынка
газомоторного топлива на период до 2035 года, которая оказалась в распоряжении
ТАСС, предусматривает в целевом сценарии (ускоренный рост внедрения ГМТ) рост
потребления природного газа в качестве моторного топлива в России к 2035 году в
5,5 раз - с 2,52 млрд кубометров в 2024 году до 13,9 млрд кубометров в 2035
году.
Даже в консервативном базовом
варианте рост составит 3,8 раза - потребление вырастет до 9,6 млрд кубометров.
Основной прирост придется на два вида топлива: компримированный природный газ
(КПГ), потребление которого увеличится в 2,8 раза (с 2,25 до 6,22 млрд
кубометров) в базовом сценарии и в 3,7 раза (до 8,42 млрд кубометров) в
целевом, и СПГ, где рост окажется еще более значительным - в 6,5 и 10,3 раза
соответственно (с 0,38 млн тонн до 2,46 и 3,91 млн тонн).
Среднегодовые темпы роста
потребления газомоторного топлива составят 12-15% в базовом сценарии и до 18% -
в целевом варианте развития.
Автомобильный транспорт, на
который сегодня приходится 98% всего потребляемого газомоторного топлива,
останется основным драйвером этого роста, при этом доля газа в общем объеме
используемых моторных топлив должна существенно увеличиться с нынешних 2%.
Развитие инфраструктуры заправки
газомоторным топливом будет идти опережающими темпами: количество заправочных
станций вырастет в 1,9 раза (до 2 213) в базовом варианте и в 2,3 раза (до 2
715) - в целевом.