Эксперты ожидают удорожания бензина в 2019 году быстрее инфляции, но без резких скачков

Повышение акцизов на бензин и дизель с 1 января 2019 года не должно привести к резкому скачку цен на заправках, считают эксперты, опрошенные ТАСС. Механизм налогового маневра позволит нефтяникам частично компенсировать рост акцизов, объясняют они, однако подтолкнуть розничные цены на топливо вверх может дальнейшее ослабление рубля и удорожание нефти. Только российским властям удалось остановить рост цен на бензин в рознице, который произошел весной этого года на фоне увеличения цены нефти и девальвации рубля, как поднялся вопрос о том, что будет с ценами с 1 января, когда планово поднимается топливный акциз и увеличивается ставка НДС на 20%. По мнению Счетной палаты, оба этих фактора приведут к резкому скачку цен на бензин и дизель с 1 января, а правительству придется пойти на дополнительные компенсации нефтяникам, чтобы сдержать рост цен. С выводами Счетной палаты соглашается аналитик "Финама" Алексей Калачев. "Акцизы занимают порядка 20% в розничной цене. То есть просто увеличить акцизы в полтора раза, и чтобы бензин не подорожал хотя бы процентов на пять, это невозможно", - считает он. По расчетам Калачева, увеличение акциза в утвержденных размерах дает прибавку к цене бензина примерно 8%. А с учетом роста НДС на 20% рост составит не менее 10%. Впрочем, введение демпфирующего механизма, при котором государство будет компенсировать нефтяникам разницу между внутренней ценой и экспортной альтернативой, должно покрыть эту нагрузку, считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. "При сохранении текущей цены нефти и курса рубля демпфер значительно превышает рост сбора. Акциз на автобензин увеличивается на 4,1 тыс. рублей на тонну, а демпфер на бензин составит более 10 тыс. рублей. Таким образом, оснований для резкого рост цен на топливо в начале следующего года нет", - говорит он. Вклад волатильности рубля и нефти в динамику цен на бензин намного выше, чем потенциальное влияние акцизов, соглашается с ним аналитик АКРА Василий Танурков. "При сохранении текущей цены нефти и курса рубля можно ожидать в течение года роста цен в пределах инфляции", - считает он. Не акцизом единым Тем не менее дискуссии о том, зачем повышать топливный акциз в новом году, не прекращаются, ведь именно заморозка этого сбора летом этого года помогла частично сдержать рост цен на заправках. Так, на днях ФАС сообщила о том, что предложила правительству отменить повышение акцизов с 1 января, чтобы снизить давление на розничные цены. Правда, через несколько часов после заявления, ведомство его опровергло, пояснив, что речь шла об уже "неактуальном предложении". По мнению Калачева, заморозить акциз - единственно правильное решение. "Заработает ли демпфер с 1 января - еще большой вопрос. Что у нас начинало работать в должном режиме с первого дня? Могут начаться задержки с компенсациями, платежами. В этом случае за счет кого будет покрываться эта дыра, кроме как за счет цены?" - рассуждает он. Ежов из Vygon соглашается, что статичный акциз был бы логичным решением, ведь в этом случае снижается дисбаланс между поставками топлив на экспорт и на внутренний рынок. Однако он напоминает, что в этом случае уменьшаются источники финансирования дорожных фондов, для которых акциз является основным источником пополнения. Для финансирования строительства дорог можно было бы найти и другой источник, считает аналитик Раффайзенбанка Андрей Полищук. "Например, это можно делать за счет НДПИ. Дорожный фонд не такой крупный, и найти другие источники для его пополнения несложно", - говорит он. Полищук соглашается с тем, что резкого роста цен на бензин с 1 января не должно случиться, и отмечает, что более важными факторами является не столько акциз, сколько цена нефти и курс национальной валюты. "Если цены на нефть и курс рубля останутся на текущем уровне, то цены на заправках должны расти все-таки выше инфляции. Но это не критичный рост. Демпфер он все-таки половину роста акциза учитывает. Если демпфер заработает, то никакого резкого роста цен с 1 января мы не увидим", - рассуждает он. По его подсчетам, при среднегодовой инфляции в 4% цены на бензин в следующем году могут расти на 5-6%.
Комментарии
Конфереция