Сергей Тихонов
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт
бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке
стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев.
Ранее о возможности снятия
запрета на экспорт бензина марки АИ-92 из России сообщал вице- премьер
Александр Новак, но только с условием подтверждения затоваривания этой маркой
отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Запрет на экспорт бензина был
введен в России с марта этого года больше как мера, предвосхищающая возможный
рост цен на топливо, причем не только на бензин, но и на дизельное топливо
(ДТ). Основная часть производимого в России бензина предназначается для
внутреннего рынка, на экспорт уходило не более 15%. С ДТ ситуация другая, за
границу уходит до половины от объемов производства. Весной особого роста цен на
бензин не наблюдалось, а вот перед посевной цены на ДТ могли начать расти. То
есть мера была во многом профилактическая.
Неудивительно, что в конце мая
запрет был снят и возобновлен лишь с августа, после того, как в июне-июле не
только оптовые, но и розничные цены, и именно на бензин действительно резко
пошли вверх. В первую очередь это было связано с периодом высокого спроса на
бензин в сезон отпусков, а также ростом цен на нефть в этот период.
По мнению заместителя
председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер",
члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, с
учетом окончания сезона высокого спроса на бензин и возможностями его
производства российскими НПЗ, открытие экспорта вполне оправдано. В случае
ускорения роста цен у правительства всегда остается право возобновления
запрета. Объемы производства бензинов находятся на контроле, их вполне должно
хватить и внутреннему рынку и на экспорт.
Гусев отмечает, что единственным
условием для снятия запрета экспорта бензина должно быть продолжение контроля
над РЖД, поскольку даже при достаточных и превышающих объемах производства, а
также стабильной отгрузки топлива с НПЗ возникают вопросы по своевременной
доставке грузов, и подгону пустых вагонов-цистерн поставщикам. По сути дела,
заводы производят достаточно топлива, а РЖД неритмично, неравномерно доставляет
продукцию, считает эксперт.
По словам гендиректора
маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, регуляторы не
могут не снять запрет на экспорт бензина, поскольку к концу декабря срок
действия текущих ограничений составит уже 5 месяцев. Для сравнения: предыдущий
запрет, установленный 1 марта 2024 года, действовал два с половиной месяца (с 1
марта по 17 мая).
Весь смысл запрета в том, чтобы
создать дополнительный стимул для сдерживания цен, уточняет эксперт. В случае
их стабилизации регулятор снимает запрет. Частичную стабилизацию можно было
наблюдать на рубеже лета и осени, если за 10 недель, прошедших с 21 мая по 29
июля 2024 года, цены на бензин выросли в общей сложности на 3,8%, то в
последующие 14 недель - на 2,6%.
Если регулятор промедлит с
отменой запрета, то у нефтяников пропадут стимулы к сдерживанию цен. Какой
смысл недополучать в доходах, если экспорт все равно будет запрещен? Поэтому
Минэнерго и ФАС неизбежно пойдут навстречу нефтяникам, считает Терешкин.
Сейчас основные риски связывают с
подорожанием ДТ, хотя сезон высокого спроса на него также подошел к концу.
Основным драйвером роста цен на ДТ сейчас служит высокий спрос на его зимние
сорта, которых традиционно производится меньше, чем летних. В октябре рост цен
на ДТ ускорился, но пока не критично, чтобы говорить о профилактическом запрете
экспорта бензина или прямом запрете поставок за границу непосредственно ДТ.
Как отмечает Терешкин, в случае с
ДТ у нефтяников есть "общепринятое" окно для повышения цен - это
октябрь-ноябрь, когда происходит переход с летнего и межсезонного на зимнее
дизельное топливо. Если рост цен на ДТ "притормозит" в декабре, то
запрета на экспорт ждать не стоит.