Эксперты о российском бензине

30% всего топлива в России – подделка, заявляют в российской Ассоциации авто-мото-профессионалов. Ее активисты собрали пробы на десятках заправочных станций по всей стране и отправили данные на анализ. Ведущая "Коммерсантъ FM" Оксана Барыкина обсудила тему с ответственным секретарем Ассоциации авто-мото-профессионалов Алексеем Носовым. — О каком виде контрафакта идет речь? Это низкое качество или любая марка? — На самом деле, это в первую очередь касается дизельного топлива, хотя, конечно, это и бензин в том числе. Мы проводим на регулярной основе контрольные закупки с целью общественного контроля качества топлива. Вот сейчас у нас буквально идет автопробег, мы преимущественно брали пробу в Сибирском федеральном округе. За лето мы отобрали пробы от Магадана до Севастополя. Всего у нас порядка ста проб получается в общей сложности. И вот наша статистика — мы отдаем, естественно, каждую пробу в лабораторию на экспертизу — показывает, что порядка 30% топлива, которое мы отбираем в сети АЗС, — это откровенная подделка. Откровенная подделка в большинстве случаев в формате, как, например, в Кемеровской области действует Яйский НПЗ, который снабжает практически всю Сибирь, по документам под видом печного топлива реализуется на сети АЗС как дизельное топливо. Соответственно, акцизы не уплачиваются, страдает в первую очередь дорожный фонд. И нам каждый день в новостях рассказывают о том, что секвестр дорожных фондов по всей стране и в разных регионах в частности составляет порядка 25-35%. Таким образом, если 30% контрафактного топлива, с которого акциз не уплачивается, если нам эту статистику удастся перебороть, мы сможем победить любой секвестр и продолжить строить и содержать дороги в нормативном состоянии. — Хорошо, но вот есть у вас предложения, как бороться с некачественным бензином? Вот вы сейчас совершаете такие путешествия, распределяете, где больше, а где меньше, а что делать? — Вы задаете конструктивный и очень сложный, к сожалению, вопрос. Буквально только что я вышел с заседания, которое проходило в Торгово-промышленной палате, мучил одним и тем же вопросом представителей различных ведомств, Минтранса, в частности, и задавал один единственный вопрос: "Какой из органов исполнительной власти занимается контролем качества топлива и ГСМ в целом?". То есть не Ростехнадзор, например, не Росстандарт — надзорные органы, а именно орган исполнительной власти. И, как выясняется, никто не знает, потому что такого органа не существует. До 1998 года функционал контроля качества топлива был возложен на Минтранс, но, к сожалению, с 1998 года этим не занимается вообще никто. — То есть с этими лабораторными анализами, по сути, идти некуда? — Почему? С результатами этих лабораторных анализов можно идти в суд. Росстандарт, по результатам наших проверок, как раз в суд и обращается. Больше половины исков они выигрывают. В редких случаях даже удается закрывать сети заправок, но в большинстве случаев это заканчивается просто тем, что заправка проводит ребрендинг, меняет название, вывеску, цветографическую схему оформления и продолжает дальше торговать контрафактом. Тут, во-первых, необходимо решать вопрос с местными, региональными политическими и бизнес-элитами, которые, откровенно говоря, крышуют производство этого самого контрафакта, а, во-вторых, необходимо блокировать распространение на мелких сетях НПЗ и индивидуальных заправках. — Вы говорите, что новая заправка появляется на месте старой. А что, руководству никакого наказания не предусмотрено? — Оно предусмотрено, но представьте себе, если какая-нибудь ОООшка, у которой в уставном капитале, например, принтер стоимостью 3,5 тыс. руб. — вот и вся ответственность, которую они несут. — Понятно. Хорошо, скажите, а вот попадались вам только какие-то мелкие сети? Вы, правда, назвали какую-то крупную в Кемеровской области, а общеизвестные, ЛУКОЙЛ и так далее, вы тоже проверяете? — С ЛУКОЙЛом ситуация двоякая, потому что, с одной стороны, это вертикально интегрированный холдинг, как "Роснефть", например, или "Газпромнефть". В большинстве случаев на их заправках оказывается очень качественное топливо, потому что они имеют собственные НПЗ, и им, по большому счету, экономического интереса бодяжить топливо нет. Но в редких случаях на тех же самых ЛУКОЙЛах бывают заправки франшизные, и, насколько мне известно, сама внутренняя служба безопасности ЛУКОЙЛа пытается бороться с этими франшизными заправками, которые периодически торгуют контрафактным топливом. Но в большинстве случаев это касается либо мелких сетей, малоизвестных, либо индивидуальных заправок, которые покупают топливо на свободном рынке, не напрямую получают с собственного НПЗ, а биржами, подпольными НПЗ, как угодно. — То есть получается, что в больших городах меньше шансов напасть на такой некачественный бензин или горючее? — Да нет, почему? В больших городах точно так же действуют не очень известные сети АЗС, и их достаточно много. То есть сеть, например, имеющая восемь-десять заправок, поэтому вероятность наткнуться на контрафакт очень высока в любом городе, не только где-нибудь на трассе. У нас, например, не буду создавать антирекламу, мы сейчас готовим статистику по этой сети заправок под Ачинском. По чеку мы закупили 95-ый бензин пятого экологического класса, по данным лабораторной экспертизы, он оказался обычным 80-м бензином, у которого октановое число было искусственно разогнано при помощи, как правило, марганецсодержащих присадок, которые временно, на сутки-трое максимум, способны искусственно повысить октановое число топлива. И тут, кстати, есть еще одна штука, очень важная: если, например, Росстандарт проводит проверку, они обязаны об этой проверке все эти АЗС уведомить за трое суток, соответственно, за трое суток вся партия этого контрафактного топлива расходится абсолютно. Поэтому единственный вариант, который остается, — это внеплановые проверки, которые проводят общественники в регионах. — Дайте совет, пожалуйста, как на заправке понять, что это не тот бензин, который мне нужен? — Во-первых, надо заправляться исключительно на крупных сетях АЗС вертикально интегрированных холдингов. — Да, это мы уже поняли. — Это вопрос личной гигиены, что называется, автомобильной в том числе. Если вдруг возникли какие-то подозрения в качестве топлива, есть один вариант в нелабораторных условиях, что называется, в домашних, проверить, применялись ли железо и марганецсодержащие присадки. Нужно перелить в любую тару — прозрачную, стеклянную или пластиковую, не имеет значения — бензин, выставить его на солнце, желательно в теплом месте, и если в течение суток, двух суток происходит выпадение хлопьевидного коричного осадка, то есть идет процесс окисления, можно даже без лаборатории установить, что это контрафактное топливо, у которого октановое число было искусственно разогнано. — То есть мгновенного рецепта никакого нет? Залили и поехали, только через двое-трое суток. — Естественно, есть огромное количество условно лакмусовых бумажек, тестов с двумя полосками, если можно себе позволить такую шутку, но ни одна из них не работает, потому что они показывают пиковое текущее значение октанового числа, но при этом они не показывают качество топлива, из чего оно сделано. Соответственно, это не работает, ни один экспресс-тест не покажет качество топлива моментально, только лаборатория.
Комментарии
Конфереция