14.09.2015 10:53
Комментарии: 0
Просмотры: 2295
На днях в средствах массовой информации появилось немало публикаций о снижении оптовых цен на нефтепродукты. Как следствие, общественность ожидает, что и на автозаправочных станциях бензин вскоре тоже подешевеет. Однако в ходе опроса «Аи 92» ряда топливных операторов, профессионалы рынка напоминают о том, что реализация запасов бензинов, приобретенных по определенной оптовой цене, осуществляется от трех до шести недель. Соответственно, резкого падения цен на АЗС тоже не произойдет, пока не будут распроданы нефтепродукты, закупленные по более высокой оптовой цене. К тому же переход на зимние виды дизельного топлива, которые всегда выше по стоимости, чем летние сорта, тоже задержат реакцию на снижение оптовых цен на автобензины в розничном секторе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предсказывает снижение розничных цен на бензин в октябре. По словам начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрия Махонина на НПЗ и нефтебазах накоплено свыше 2 млн тонн бензина, к тому же снизилось потребление нефтепродуктов. Эти факты повлияли на то, что в начале сентября на оптовом биржевом рынке цены снизилась на 5 – 6%. По мнению ведомства, вслед за оптовыми начнут снижаться и розничные цены.
Напомним, резкий рост, прежде всего, биржевых цен начался с первой декады мая 2015 года. Подорожали в первую очередь высокооктановые бензины марок Премиум-95 и Регуляр-92. По состоянию на 01 июля 2015 года согласно ежедневным значениям Владимирских индексов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), рост биржевых цен составил за первое полугодие по бензину Бензин Премиум-95 – 23%, по бензину Регуляр-92 – 28,7%, по дизельному топливу летних сортов – 19,3%. При этом рост розничных цен за аналогичный период на указанные марки топлива в среднем составил величину от 1% до 2%.
Чтобы не остаться без товара, топливные операторы были вынуждены покупать нефтепродукты по высоким оптовым ценам, зачастую работая на грани рентабельности. Тогда же в начале июля руководитель Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин направил письма в антимонопольные ведомства РФ с просьбой проверить обоснованность резкого роста биржевых цен на бензин на СПбМТСБ, а также оптовых и мелкооптовых цен.
Регуляторы рынка называли несколько причин, повлиявших на рост биржевых и оптовых цен. Во-первых, в мае изменилось предложение нефтепродуктов со стороны основных производителей, на биржу стали выставлять меньше объемов в физическом измерении. Во-вторых, с начала лета начался высокий сезон, а спрос традиционно повышается с мая. Потом возникла ситуация, когда часть покупателей, которые ранее закупались мелким оптом напрямую с нефтебаз, были вынуждены выйти на биржевой рынок, потому что начались ограничения отгрузок с нефтебаз. В итоге получился диспаритет в биржевом сегменте. Кроме того, в этом году все ошиблись с прогнозом спроса на бензин: внешний туризм сократился, но внутренний увеличился, поэтому спрос в связи с кризисом не упал.
Таким образом, сегодня операторы реализуют запасы нефтепродуктов, приобретенных еще на пике завышенных оптовых цен. И этот период составляет по разным оценкам от трех до шести недель. И если оптовые цены продолжать снижаться, то это отразиться на розничных ценах не раньше чем через два месяца, полагают участники рынка.
Комментарии