Эксперты назвали за счет чего можно спасти бизнес российских АЗС

Специалисты, в частности, отметили, что в развитых странах половина дохода АЗС обеспечивается за счет продажи сопутствующих товаров и дополнительных сервисных услуг Розничный бизнес автозаправочных станций сейчас, по утверждению Минэнерго и самих участников топливного рынка, переживает не лучшие времена. Хоть маржинальность АЗС в декабре снова стала положительной - она пока не может обеспечить достаточную доходность станций. На пресс-конференции в ТАСС эксперты рассказали за счет чего будет в ближайшие годы выживать розница, чтобы не быть вынужденной идти на резкое повышение цены бензина. Директор института проблем глобализации Михаил Делягин сообщил, что в развитых странах половина дохода АЗС обеспечивается за счет продажи сопутствующих товаров, в частности продажи еды и напитков в магазинах, а также дополнительных сервисных услуг. "По сути (АЗС на Западе - прим. ТАСС) - это точки, где автомобилистов ловят и где пытаются продать им все что угодно, вплоть до чистки ботинок", - отметил эксперт. Генеральный директор Совета по товарным рынкам Илья Мороз заметил, что для развития сопутствующего бизнеса требуются инвестиции, часто эти средства взять неоткуда. Кроме того, на его взгляд, продажа сопутствующих товаров не будет выгодна в ряде регионов, где у людей на это нет денег, а средний чек на АЗС составляет около 100-150 рублей. "Человек, который ограничен в средствах, не будет покупать на АЗС дополнительные услуги", - сказал он и добавил, что не видит смысла развивать сопутствующий бизнес на принадлежащих его компании АЗС в Смоленской и Нижегородских областях, так как эти инвестиции никогда не вернутся из-за низкого спроса. Аналитик Сергей Суверов из "БКС" возразил Морозу, заметив, что в депрессивных регионах АЗС могли бы сотрудничать с недорогими магазинами, которые специализируются на покупателях с низкими заработками. Алкомаркет на АЗС Сроки окупаемости одной новой АЗС сейчас составляют около 20-25 лет, подсчитал гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. На его взгляд, это связано с тем, что в России тяжелая налоговая нагрузка на отрасль. Ей нужны послабления, в том числе отмена запрета на продажу алкогольных напитков, считает эксперт. Делягин согласился, что продажа алкоголя на АЗС существенно бы повысила маржинальность, но все же такой шаг чреват ростом аварийности на дорогах. Мороз согласился со своим коллегой и подчеркнул, что, несмотря на рост прибыльности станций, он и ряд других владельцев АЗС выступают против такой инициативы. По его мнению, она приведет к тому, что заправки будут восприниматься как точки сбора для распития алкогольной продукции, что в конце концов повысит криминальную обстановку. Заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева считает, что АЗС на рынке России сейчас находятся в неравных условиях и крупные компании имеют преимущество. Поэтому небольшие сети, скорее всего, будут постепенно разоряться, а их место займут ВИНКи. Мороз возразил, что в этом случае на рынке не будет конкуренции и компании не будут заинтересованы придумывать какие-то новые решения для продвижения бизнеса и в целом у них пропадет стимул к развитию. По его словам, куда более действенными мерами может стать снижение транзакционных издержек, в частности биржевой комиссии на СПбМТСБ. По его подсчетам, она сейчас завышена в 200 раз относительно развитых европейских площадок. Мороз считает, что ее нужно снизить хотя бы в два раза. Также повысить маржинальность независимым участникам рынка поможет отвязка оптовой цены от способа транспортировки. "Не дают сейчас нефтяные компании купить на бирже и прокачать трубой. Это было бы быстро и дешево. Это 1,5 тыс. рублей (на тонну - прим. ТАСС) можно сэкономить", - подчеркнул Мороз.
Комментарии