Эксперты и участники рынка обсудили качество нижегородского топлива

Доля топлива, не соответствующего стандартам качества, в Приволжском федеральном округе превышает 60%, а в Нижегородской области достигла почти 70%. Такие данные вчера в Нижнем Новгороде на совещании депутатов и участников рынка представил Росстандарт. Причиной сложной ситуации специалисты назвали слабый контроль за деятельностью АЗС, низкий уровень штрафов, а также снижение доходов населения, вынуждающее искать топливо подешевле и тем самым стимулирующее продажи контрафакта. С подробностями — Антон ПРУСАКОВ. Поводом для проведения совещания по качеству бензина стал доклад о результатах проверок автозаправок в ПФО, подготовленный Приволжским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Руководитель управления Владимир Калентьев рассказал, что всего для проверки АЗС на территории округа было отобрано 480 проб нефтепродуктов (в Нижегородской области — 35). Испытание образцов проводилось на соответствие техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу...». По состоянию на 22 июня, в результате проверок 224 проб в 135 из них были выявлены нарушения — это 60,3% общего объема. В нижегородских пробах 78% оказались некачественными. «Это не худший результат в ПФО. В ряде субъектов нарушения достигают 90—100%», — отметил господин Калентьев. Среди основных нарушений — превышение содержания серы (в ПФО в 43% проб, в Нижегородской области — 68% по дизельному топливу и 21% бензина), несоответствие температуре вспышки в закрытом тигле (в ПФО — в 17% случаев, в Нижегородской области — в 53%). Кроме того, в ПФО выявлено три случая реализации бензина третьего экологического класса. Всего было выписано 242 постановления о возбуждении дел об административном правонарушении, вынесено 118 постановлений о штрафах на общую сумму 2,8 млн руб. В Нижегородской области инспектора выдали 18 постановлений на 320 тыс. руб. «Штрафы могли бы быть и больше, — отметил Владимир Калентьев. — Например, если бы речь шла о причинении вреда жизни и здоровью. Но, к сожалению, бензин не пьют». После недолгого обсуждения и подсчетов выяснилось, что ежегодно бюджет страны из-за контрафактного топлива недополучает не менее 44 млрд руб. Присутствующий на заседании депутат Государственной думы РФ, член комитета по энергетике Андрей Крутов отметил, что за последний год проблема контрафактного топлива стала острее. По его мнению, это произошло из-за ряда причин, в том числе и из-за «налогового маневра» в топливно-энергетической сфере. «Начинался маневр за здравие, а закончился за упокой. Рост налога на добычу полезных ископаемых и одновременно снижение экспортной пошлины приводит к налоговой нагрузке на внутреннего потребителя. Самое простое последствие — рост цены на топливо. Минфин не до конца просчитал последствия для отечественной экономики. Акциз на современное топливо сравнялся с судовой соляркой. Все с ног на голову!», — возмущался парламентарий. Еще одной причиной засилья контрафакта он назвал снижение доходов населения: «Потребители вынуждены экономить на топливе». Его коллега по думе, зампред комитета по природным ресурсам Александр Василенко охарактеризовал ситуацию с некачественным бензином как «сложную, но решаемую»: «На своем уровне мы занимаемся выработкой экологических норм, законодательных актов, которые бы стали порогом на пути появления контрафакта. Но нашего авторитета не всегда хватает. Поэтому нам необходима поддержка регионов: мнений, инициатив, которые бы мы донесли до правительства». «Как все увязать, чтобы всем было удобно? — подключился к дискуссии депутат нижегородского законодательного собрания Виктор Лунин. — Можно было бы на уровне правительства запретить транспорт, который заправляется топливом класса ниже „Евро-5“. Чем больше будут производить этого топлива, чем больше будут продавать, тем больше прибыли, тем больше рабочих мест, налогов, чище воздух. Все будет хорошо». «Не все будет хорошо», — прервала размышления депутата начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы Ольга Швецова. «Правильно, — согласился депутат. — Нужна взвешенность при принятии решений. Это очень сложно». Вице-спикер областного парламента Александр Табачников добавил, что схем контрафакта «не счесть»: «Это я вам как бывший нефтяной трейдер говорю. Например, если добавить в дизельное топливо печное, качество дизельного не ухудшится, а экономика заправки улучшится. Сейчас растет производство судового маловязкого топлива, при том что судоходство таких темпов роста не показывает». По его словам, необходимо усиливать ответственность за контрафактное топливо, сделать штрафы неподъемными для виновных. «Чтобы перспективой нарушения законодательства была потеря бизнеса», — уточнил он. В свою очередь генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» Илья Бородин заявил о необходимости «балансирования зон сервиса»: «От Нижнего до Москвы больше 100 заправок. Работают они на 30% от возможной мощности. То есть в таких условиях операторы вынуждены конкурировать. А как?». Обсуждение длилось около двух часов. Участники совещания также высказывались за отмену «налогового маневра», усиление системы контроля (в частности, отмену уведомительного характера проверок АЗС и НПЗ), введение акцизов на средние дистилляты с компенсацией затрат конечному потребителю путем налоговых вычетов. Все предложения было предложено оформить до 1 июля, после чего передать их в Государственную думу и правительство РФ.
Комментарии
Конфереция