С мая 2022 года, когда сервис Яндекс Заправки разослал независимым сетям АЗС уведомления о повышении комиссии за использования сервиса, идет активное обсуждение влияния этого шага на розничное ценообразование на АЗС. Сервис Яндекс Заправки намерен поднять тариф за использование сервиса сетями АЗС более чем на 50% с 2,39% до 3,59 % от стоимости каждой транзакции, называя это выравниванием условий.
Данная проблема обсуждалась в рамках Российского топливного союза с представителями компании Яндекс Заправки (протокол можно посмотреть по ссылке), озабоченность проблемой высказали в Совете Федерации.
01 июля 2022 года, в формате видеоконференции, проведено расширенное заседание секции по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечения конкурентного ценообразования на энергоресурсы Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике на тему: «Влияние цифровых сервисов на деятельность АЗС: вопросы антимонопольного регулирования».
Модератором заседания выступил Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Селезнев Валерий Сергеевич
В заседании приняли участие представители ФАС России, Минэнерго России, вертикально-интегрированных топливных компаний, общественных союзов и организаций, представители цифровых сервисов, науки. (полный список участников можно посмотреть по ссылке).
Обсуждались следующие вопросы повестки:
1. Как цифровые сервисы влияют на маржинальность АЗС? Какой процент покупок на АЗС совершается через цифровые сервисы?
2. Влияние цифровых сервисов на конечную стоимость топлив для розничного потребителя. Создает ли деятельность цифровых сервисов риск роста цен на автомобильные топлива?
3. Влияние цифровых сервисов на конкуренцию на розничном рынке топлив.
4. Есть ли в деятельности цифровых сервисов угроза нарушения антимонопольного законодательства?
Участники совещания поделились с Информационным агентством «АИ92» своими впечатлениями от дискуссии.
Вместо запланированных сорока пяти минут совещание длилось более полутора часов. Все участники отметили, что модератору удалось удержать дискуссию в заданной повестке, несмотря на попытки некоторых участников увести ее на обсуждение более широкого сектора проблем.
Как и следовало ожидать мнения участников разделились.
Представитель Минэнерго - Заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Кабаков Роман Игоревич отметил, что основную задачу Минэнерго видит в стабильном обеспечении топливом промышленности и населения, обеспечение экономически обоснованных цен на нефтепродукты и недопущение их роста выше уровня инфляции. С этой задачей Минэнерго успешно справляется. Что касается цифровых сервисов, то в этой области представители Минэнерго не являются профильными специалистами и считают, что анализ влияния цифровых сервисов на деятельность АЗС и формирование розничной цены скорее задача ФАС. К настоящему моменту в Минэнерго не обращались ни представители ВИНКов, ни представители независимых АЗС с запросом о возможном негативном влиянии деятельности цифровых сервисов на ценообразование в розничном сегменте торговли нефтепродуктами, соответственно Минэнерго и не проводило такого анализа. Маржинальность розничной торговли нефтепродуктами, в настоящий момент, высокая, что позволяет генерировать дополнительные доходы и покрывать издержки вызванные, в том числе, повышением комиссии цифровых сервисов. Но ситуация может измениться, маржа сократится, что не позволит сетям АЗС покрывать издержки из внутренних ресурсов, такая ситуация может потребовать вмешательства Минэнерго для недопущения роста цен на нефтепродукты выше уровня инфляции. Минэнерго готово к диалогу в этой области.
Представитель ФАС России - Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Заева Елена Александровна отметила, что данный вопрос для ФАС новый и, к настоящему времени, нет наработанной статистики, есть первое обращение, которое ФАС, в установленные законом сроки, отработает. Нужно понимать, что любой прием денежных средств стоит денег, и у ФАС, к настоящему моменту, нет оснований считать, что цифровые сервисы злоупотребляют своим положением или доминируют в каких-то областях. Сейчас необходимо определить для цифровых сервисов границы товарных рынков и произвести их анализ, после этого можно будет делать выводы.
Несколько удивила позиция руководителей «Независимого топливного союза» представленного на совещании Президентом Союза Баженовым Павлом Александровичем и Руководителем аналитического центра Союза Баженовым Григорием Александровичем. По их мнению, цифровые сервисы не занимают сколько-нибудь значительную долю в объемах реализации АЗС и не могут оказать значительного влияния на экономику АЗС. Цифровые сервисы не только инструменты оплаты нефтепродуктов, а больше маркетинговый инструмент по привлечению на АЗС клиентов, за что и платят АЗС. Если сервисы будут генерировать дополнительный трафик, то АЗС будут за него платить, не устроит цена, откажутся от такого сервиса. «Независимый топливный союз» не видит проблемы возможного негативного влияния на ценообразование на АЗС, нет повода для привлечения регуляторов, это чисто экономическая сфера взаимоотношений.
Мнения ВИНКов разделились, те ВИНКи которые используют исключительно свои цифровые платформы не видят проблемы негативного влияния цифровых сервисов на ценообразование.
ВИНКи подключившие свои АЗС к сервису Яндекс Заправки высказались однозначно - влияние есть, и оно безусловно тем выше чем выше объемы реализации через сервис. Комиссия цифровых сервисов ложится в себестоимость продукции, если сейчас маржинальность позволяет оплачивать аппетиты цифровых сервисов, то все понимают, что будут и другие времена. Цифровые сервисы продвигают не конкретные сети АЗС, а себя как сервис, привлекают клиентов не на конкретную сеть АЗС, а в свой сервис, создавая удобства для клиентов. Сервис создан для удобства его пользователей, а платить за это должны АЗС. Дополнительные комиссии избыточны, ситуация требует контроля со стороны государственных регуляторов.
Мнение Российского топливного союза представил его президент Евгений Александрович Аркуша. Он обратил внимание на то, что в последнее время удалось добиться прогресса в области снижения ставок банковского эквайринга, но эта проблема еще требует продолжения работы. На фоне этого конечно-же РТС не может приветствовать повышение ставок комиссии цифровых сервисов. Хотя и приходится признать, что в данный момент, при текущей маржинальности, комиссия цифровых сервисов не оказывает существенного влияния на ценообразование. Но все помнят прошлый год с его убыточностью розничной реализации нефтепродуктов. Никто не даст гарантии, что маржинальность розничной реализации не сократится до критического уровня, когда не будет возможности покрывать издержки из внутренних резервов.
Евгений Александрович отметил, что в работе цифровых сервисов есть и негативные моменты для АЗС, они сокращают количество посещений магазинов и реализацию высоко маржинальных товаров в магазинах и кафе на АЗС, ведь эти сервисы предусматривают обслуживание у ТРК. Да и с привлечением новых клиентов есть вопросы, по мнению операторов АЗС чаще всего сервисы переводят клиентов с других форм оплаты на оплату через сервисы, создавая определенные удобства и давая преференции своим пользователям, но это все те же клиенты, той же АЗС.
Президент РТС указал на необходимость внимания и со стороны ФАС. Яндекс Заправки осуществляют свою деятельность через Яндекс Навигатор и Яндекс Карты, а эта цифровая платформа является доминирующей в сфере предоставления услуг автомобильной навигации. В такой ситуации деятельность таких доминирующих компаний должна подвергаться мерам антимонопольного регулирования. В плоть до предоставления права всем компаниям иметь возможность работать через Яндекс Навигатор и Яндекс Карты напрямую со своими клиентами, по регулируемым тарифам. Тут есть поля для мер антимонопольного регулирования, возможно стоит выделить цифровые сервисы в отдельный рынок с понятными мерами антимонопольного регулирования.
Мнение сервиса Яндекс Заправки выразил Директор по развитию бизнеса Камынин Анатолий Алексеевич. Сервис Яндекс Заправки не один и не уникален, на рынке существует множество подобных сервисов, говорить о монопольном положении не приходится. Мы не только платежный сервис, но и маркетинговая платформа по продвижению наших партнеров, а за маркетинг нужно платить. Сравнивать наши услуги с эквайринговыми услугами неправомерно. Исходя из сказанного, мы не можем влиять на цены на АЗС.
Поддержку позиции Яндекса выразил Вице-президент Национального автомобильного союза - Шапарин Антон Владимирович. Маркетинг стоит денег, попытка воспрепятствовать росту комиссию Яндекса, это жадность сетей АЗС с которыми еще стоит разобраться ФАС, почему они не снижают цены. Попытка регулирования рынка цифровых платформ, это возврат к социализму и покушение на свободу предпринимательства. При этом регулирование цен на нефтепродукты, это нормально. Все это только утвердило большинство участников совещание в том, что глобальные цифровые сервисы создают удобства и дают преференции именно своим пользователям, но не продвигают конкретные сети АЗС. Да и истории с обычным лоббизмом никто не отменял.
Сказали свое слово и представители науки. Представитель РАНХиГС заведующий кафедрой конкурентного права Института права и национальной безопасности Тенишев Андрей Петрович отметил, что при анализе влияния цифровых сервисов на деятельность АЗС очень важно правильно установить границы рынков характерных именно для цифровых сервисов. Если оценивать их влияние, как предлагает Яндекс, в литрах или рублях, как для простых продавцов нефтепродуктов или платежных систем, то мы не увидим никакого доминирования. Но если оценивать исходя из влияния экосистем, каковыми и являются некоторые цифровые сервисы, то мы можем увидеть явное доминирование и необходимость антимонопольного регулирования в определенных сферах, в том числе и в области их влияния на маржинальность АЗС.
Подводя итоги совещания модератор отметил, что в ходе дискуссии стало понятно, что проблема влияния цифровых сервисов на маржинальность АЗС существует, это мнение не только независимых АЗС, но и крупных ВИНКов. К этой проблеме необходимо отнестись серьезно. Есть тут место и для внимания со стороны ФАС.
В настоящее время участники совещания готовят свои предложения по его итогам, которые направят в срок не позднее 6 июля 2022 г. для дальнейшего согласования и включения в проект Заключения по итогам заседания и учета в дальнейшей работе.
Информационное агентство «Аи92» обязательно опубликует эти материалы.