Нынешняя модель регулирования рынка топлива в России, когда нефтяники
сдерживают рост цен на АЗС в границах инфляции взамен на субсидии, сохранится
до конца 2025 года, но уже в следующем году ситуация может измениться, сообщил
РИА Новости гендиректор маркетплейса нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет"
(резидент "Сколково") Сергей Терешкин.
"Действующая модель
регулирования топливного рынка сохранится и в нынешнем году: в обмен на
получение субсидий нефтяники будут удерживать розничные цены в границах
инфляции. Объем поддержки отрасли по итогам нынешнего года достигнет почти 4
триллиона рублей", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сдерживать рост
цен нефтяникам помогают субсидии. Только в январе нефтеперерабатывающие заводы
получили 333 миллиарда рублей в виде выплат по демпферу, обратному акцизу и
инвестиционной надбавке, что на 23% больше, чем годом ранее.
"Серьезных изменений на
рынке можно ожидать в следующем году. Регулятор будет заинтересован в снижении
субсидии, которые влияют на общий баланс нефтегазовых доходов. Тогда как у
нефтяников в случае смягчения санкций появится возможность закупать
оборудование для ремонта нефтеперерабатывающих заводов", - добавил
Терешкин. Так, рост выпуска топлива может компенсировать риски скачка цен из-за
сокращения бюджетной поддержки.
Демпфирующий механизм был создан
для сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и
дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует
компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские
цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей прибыли
от внутренних продаж.
Минэнерго в 2019 году подписало
соглашения о модернизации с 11 НПЗ. В 2021 году ведомство заключило соглашения
о предоставлении инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 2031
года для строительства новых производственных мощностей глубокой переработки.
Всего Минэнерго подписало инвестсоглашения с 21 заводом. Планируемый объем
инвестиций в установки вторичной переработки с 2019 по 2026 год включительно
составит около 800 миллиардов рублей.