Резкое повышение минимального объема продаж бензина и дизельного
топлива на бирже в обмен на сокращение субсидий и ставок акцизов для нефтяников
может привести к долгосрочной стабилизации российского рынка, таким мнением
поделился с РИА Новости независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов.
Правительство РФ в конце июля
распространило запрет на экспорт бензина на крупных производителей
нефтепродуктов. Ограничения вводятся для сохранения стабильной ситуации в
период высокого спроса и сельскохозяйственных работ и будут действовать до 31
августа включительно. Эмбарго на вывоз бензина за рубеж для трейдеров, нефтебаз
и организаций с производственной мощностью менее 1 миллиона тонн топлива в год
действует с марта.
Родионов считает, что запрет
экспорта хоть и приведет к временной стабилизации цен, но не решит
фундаментальных проблем рынка. "Поэтому нужно придумывать что-то новое. На
мой взгляд, наиболее эффективными мерами было бы резкое повышение норматива
биржевых продаж на бензин и дизель в обмен на сокращение субсидий и сокращение
акцизов", - сказал собеседник агентства.
Сейчас норматив продаж на бирже
для автомобильного бензина составляет 15%, дизельного топлива - 16%.
По мнению эксперта, эти меры
могли бы создать предпосылки для сдерживания цен на заправках без использования
субсидий и запретов экспорта. Сейчас рост стоимости нефтепродуктов в основном
ограничивает только механизм топливного демпфера.
Демпфер был создан для
сдерживания внутренних цен на топливо. Если экспортная цена бензина и
дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует
компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если
российские цены выше экспортных, то нефтяники "делятся" с
государством частью своей прибыли от внутренних продаж.
Индикативная биржевая цена в
текущем году составляет 60 450 рублей за тонну для бензина Аи-92 и 57 200
рублей для дизтоплива. Если среднемесячная цена на бирже выше на 10% и 20%
соответственно, демпферные выплаты государством не осуществляются.
В России был принят закон о
дополнительном увеличении ставок ряда акцизов на 2025-2027 годы, в том числе на
моторное топливо. Так, рост акцизов в среднем составил 15%. При этом акциз в
формуле расчета демпфера заморожен на уровне прошлого года, что приводит к
снижению его размера.
Согласно данным Росстата, цены на
бензин на российских заправках к 28 июля по сравнению с началом года выросли на
4,61%, тогда как общая инфляция за этот период составила 4,51%. При этом
Минэнерго продолжает сохранять таргет по росту цен на бензин в пределах
инфляции, сообщили в министерстве в минувшую пятницу. Но розничные цены, как
средние, так и по отдельным компаниям и регионам, временами отклоняются от
общестрановой инфляции, добавили в ведомстве.