Экономические потери европейских стран от ухода российской нефти с ее
рынка очевидны: им пришлось покупать более дорогую нефть из других стран,
заявил в интервью РИА Новости главный директор по энергетическому направлению
Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов.
Первые секторальные санкции США и
Евросоюза были введены 10 лет назад, в июле 2014 года, они коснулись
финансового и энергетического сектора, а также поставок технологий и
оборудования для добычи нефти на арктическом шельфе, глубоководных
месторождениях и в сланцевых проектах. Новая волна ограничений нахлынула на
отрасль в 2022 году - тогда Евросоюз ввел запрет на поставки нефти из России,
одновременно с этим установив предельную цену российский нефти, перевозимой по
морю в третьи страны, в 60 долларов за баррель.
"Европа в результате ухода
российской нефти была вынуждена переориентироваться на покупку более дорогой
американской нефти либо ближневосточной, которая в течение всего 2023 года
продавалась с премией к цене Brent на европейском рынке. Потери очевидны",
- сказал Громов, отметив, что именно Европа была ключевым покупателем
российских нефтегрузов до 2022 года, а не США, Великобритания и Австралия, которые
присоединились к санкциям.
В свою очередь Россия, потеряв
премиальный европейский рынок, сумела переориентировать весь свой экспорт на
другие страны и "в цене особо не проиграла". "Цены на российскую
нефть определяются по рынку, есть небольшой санкционный дисконт, но он
сократился и находится в районе 12-15 долларов за баррель. А бывает и меньше 10
долларов. То есть это уже не такой уровень потерь, который мог бы быть", -
заметил собеседник агентства.
Вместе с тем европейские
грузоперевозчики продолжают зарабатывать на транспортировке российской нефти, а
все инициативы по запрету этого блокируются в первую очередь Грецией, которую
поддерживают Мальта и Кипр.
"До начала действия санкций
2022 года примерно 50% российской нефти перевозилось официальными
грузоперевозчиками из Греции, Мальты и Кипра, то сейчас эта доля снизилась до
25%. То есть четверть нефти России по-прежнему перевозят европейские
грузоперевозчики", - отметил Громов.
По словам эксперта, до осени 2023
года для грузоперевозчиков не было никаких вторичных санкций, которыми угрожали
США. В результате даже очередь из танкеров выстраивалась за российской нефтью,
потому что ее было выгодно перевозить. Но позднее США и союзники все-таки
начали вводить блокирующие санкции в отношении тех, кто был, с их точки зрения,
уличен в перевозке нефти с нарушением ценового потолка. По словам Громова,
сейчас примерно 10% танкеров, перевозивших российскую нефть, попали под
блокирующие санкции.