Резкий рост биржевой стоимости авиакеросина в России может быть связан
с тем, что из-за правил выплат по демпферу у нефтяников нет стимулов сдерживать
цены на этот продукт, заявил РИА Новости гендиректор маркетплейса
нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" (резидент "Сколково")
Сергей Терешкин.
В начале августа цена на
авиакеросин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже
(СПбМТСБ) достигла исторического максимума в 84 879 рублей за тонну. Ранее в
четверг газета "Известия" со ссылкой на авиаперевозчиков сообщила,
что резкий рост цен на авиакеросин может привести к риску локального дефицита
этого продукта. В то же время в Минэнерго сообщили РИА Новости, что запас
авиатоплива в российских аэропортах достаточен.
"Ключевая причина роста цен
на авиакеросин заключается в том, что субсидии по этому виду топлива
выплачиваются авиакомпаниям, а не производителям топлива", - сказал
собеседник агентства.
Демпфирующий механизм был создан
для сдерживания внутренних цен на топливо. В случае с рынком автомобильного
топлива, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской,
то государство компенсирует компаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали
цены в РФ.
"В авиаотрасли механизм
демпфера позволяет лишь компенсировать издержки на закупку топлива для
авиакомпаний, но он не создает стимулы для сдерживания цен производителей. В
этом отличие от рынка бензина и дизельного топлива", - добавил Терешкин.
Кроме того, по мнению эксперта,
на росте цен также могли сказаться ограничения на поставку зарубежного
оборудования для нефтеперерабатывающих заводов. Из-за чего задерживается
процесс возврата в эксплуатацию установок вторичной нефтепереработки, которые
могли выйти из строя.
Доля расходов на покупку
авиакеросина для полетов внутри России практически не изменилась, заявили РИА
Новости в Федеральной антимонопольной службе России.
"Для снижения волатильности
конечной цены на авиакеросин существуют меры поддержки для конечных
потребителей авиационного керосина, эксплуатантов воздушных судов. Также
предусмотрен демпфер и возвратные акцизы из бюджета для авиакомпаний, которые
закупают авиакеросин. Для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ
реализуются программы субсидирования", - отметили в ФАС.
Управляющий директор СПбМТСБ по
рынку нефтепродуктов Наталия Яковенко заявила РИА Новости, что фактический
объем реализации авиационного топлива в августе текущего года сопоставим с
аналогичным периодом 2023 года. Планы реализации авиакеросина на август 2024
года на 5,5% выше аналогичного периода прошлого года.
"Территориальный биржевой
индекс Европейской части России на 20 августа 2024 года снизился на 3,9% по
сравнению с 1 августа 2024 года. Вместе с тем в рамках рассматриваемого периода
имеется разнонаправленная динамика индекса", - добавила она.
В августе прошлого года продажи
авиакеросина на СПбМТСБ составили 166 тысяч тонн, что на 7% больше, чем было в
августе 2022 года.