Сокращение издержек нефтяников,
в том числе снижение тарифных ставок РЖД, привело бы к стабилизации топливных
цен, заявил РИА Новости гендиректор маркетплейса нефтепродуктов "Опен Ойл
Маркет" (резидента "Сколково") Сергей Терешкин.
Рост цен на топливо в рознице продолжает замедляться. Согласно данным
Росстата, на неделе с 20 по 26 августа цены на бензин выросли на 0,2%, а на
дизельное топливо - на 0,1%. Это ниже уровня месячной давности: в период с 16
по 22 июля стоимость бензина и дизтоплива на АЗС выросла на 0,6% и 0,3%
соответственно. Минэнерго прокомментировало РИА Новости, что цены формируются
под комплексным влиянием факторов, начиная от сезона и заканчивая конъюнктурой
рынка, при этом в преддверии осеннего сезона сформированы достаточные запасы
топлива.
Однако, по мнению Терешкина, "очагом кризиса" все еще
остается сегмент высокооктанового бензина. Так, прирост цен на марку Аи-98 в
период с 20 по 26 августа достиг 0,9%. "Сказывается ущерб инфраструктуре
НПЗ и связанное с ним сокращение производства бензина. Свою роль играют и
потери нефтяников от простоев НПЗ, в том числе из-за санкций на поставку
оборудования для нефтепереработки: по итогам первой половины года баланс
прибылей и убытков российских НПЗ сократился на 21,3% (год к году), до 1,44
триллиона рублей", - объяснил эксперт.
Это подталкивает нефтяников к повышению оптовых цен, что затем
отражается в рознице. "Поэтому шаги по поддержке нефтяников нужно
дополнить мерами, которые бы снижали издержки при производстве и сбыте
нефтепродуктов. Сюда, в частности, относится снижение ставок РЖД, которые пока
что существенно выше для нефтяников, чем для грузоотправителей угля", -
добавил Терешкин.
Например, в 2022 году доходная ставка РЖД - показатель, отражающий
выручку компании при перевозке различных грузов - составлял для перевозок угля
281 копейку за 10 тонно-километров, а для перевозок нефти и нефтепродуктов -
948 копеек за 10 тонно-километров. Снижение тарифов, как считает эксперт,
"частично снимет давление на топливные цены".
В качестве еще одной меры, способной поддержать нефтяников, собеседник
агентства предлагает частичное сокращение акцизов. "Согласно действующим
нормам, 74,9% поступлений по акцизам на бензин и дизельное топливо направляются
в региональные бюджеты, а 25,1% - в федеральный. Отказ от "федеральной"
части акцизов может сэкономит нефтяникам около 250 миллиардов рублей в
год", - заключил он.