Рост цен на такси в Москве — это симптом системного кризиса в отрасли.
Такое мнение эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук
НИЯУ МИФИ Яков Якубович высказал в среду, 16 июля.
«Нехватка водителей, связанная с
низкими зарплатами и невыносимыми условиями труда, становится серьезной
преградой для нормального функционирования рынка. Таксисты уходят в менее
регулируемые сегменты, такие как корпоративные перевозки, что только усугубляет
проблему», — пояснил Якубович в беседе с RuNews24.ru.
Область такси сталкивается в
последние годы с множеством проблем, особенно в плане мотивации работников. С
одной стороны, низкие зарплаты не привлекают новые кадры, а с другой, условия
работы остаются трудными. Жесткие требования к страхованию, знание местности и
высокая комиссия агрегаторов — от 20% до 30% от заказа — создают дополнительные
барьеры для привлечения новых водителей.
По словам эксперта, водители
испытывают стресс, работая в условиях агрессивных пассажиров, частых ДТП и отсутствия
социальных гарантий. Это приводит к демотивации и снижению общего числа
водителей.
Резкий рост цен на такси также
связан с инфляцией и ростом цен на бензин, увеличением цен на обслуживание
автомобилей и ростом стоимости жизни.
«Если мы хотим решить проблему
нехватки водителей и роста цен, необходимо принимать меры, такие как снижение
налоговой нагрузки, субсидирование топлива, а также регулирование комиссий
агрегаторов. Без серьезных изменений в условиях труда и заработной платы цены
на такси могут расти до небес и такси превратится в премиальный сервис,
недоступный для большинства граждан», — подчеркнул эксперт.
Якубович считает, что если
законодательство позволит, автоматизация и роботизация сделают возможной запуск
беспилотных такси в крупных городах. Кроме того, развитие микромобильности даст
возможность найти альтернативы такси и общественному транспорту.
Он допустил, что вероятны
изменения и бизнес-моделей, например снижение роли агрегаторов: возможен
переход рынка к локальным перевозчикам с фиксированными тарифами.
11 июля заместитель мэра Москвы
по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов рассказал, что 30%
жителей Москвы предпочитают электросамокаты для коротких поездок по городу
использованию личного автомобиля, такси или каршеринга. При этом он отметил,
что за полгода количество ДТП с участием электросамокатов в столице сократилось
на 60%, до 297 случаев, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, передает
RT.
Ранее, 10 июля, Госдума приняла в
первом чтении законопроект о снижении штрафов для такси, работающих без полиса
обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП),
передает агентство городских новостей «Москва».
Документом предлагается
установить для перевозчиков в легковом такси следующие штрафы: 1–5 тыс. рублей
в отношении граждан, 20–25 тыс. рублей в отношении индивидуальных
предпринимателей и 30–40 тыс. рублей в отношении юридических лиц, уточняет
«Москва 24».
В мае российские агрегаторы такси
стали отказываться от одноименного названия, они начали переходить в «сервис
аренды автомобилей с водителем», передает НСН. Среди плюсов то, что данная
модель не предполагает дорогого ОСАГО и страховки перевозчика ОСГОП, а также
медосмотров и техосмотров.