Есть розница: бизнес призвал ФАС принять меры для стабилизации топливного рынка. Какие риски видят представители АЗС в условиях высоких цен в опте

Независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка: бизнес просит решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин. Об этом сказано в письме Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому (документ от 2 сентября есть у «Известий»). В частности, объединение предложило увеличить нормативы биржевой торговли (до 25% по бензину и 15% по дизелю), внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми. В ФАС и Минэнерго же обратили внимание, что в начале сентября пошли на снижение и оптовые, и розничные цены на топливо. Впрочем, в антимонопольном ведомстве готовы обсуждать дополнительные меры для стабилизации рынка.

Ценовые риски


С начала года мелкооптовые цены на АИ-92 и АИ-95 в среднем выросли на 19 и 20%, а розничные — на 6,5 и 6% соответственно, указано в письме НТС главе ФАС Максиму Шаскольскому. С документом от 2 сентября ознакомились «Известия».

— На сегодняшний день расчетная средневзвешенная (по объемам реализации топлива) мелкооптово-розничная маржинальность заправочной станции в России составляет 1 рубль 19 копеек. Такой уровень <…> не позволяет покрывать даже операционных затрат, которые зависят от объемов реализации, но в среднем составляют порядка 3–4 рублей на литр отпущенного потребителю топлива, — сказано в письме НТС.

Из-за установившихся высоких оптовых цен на бензин и сдерживания розничных независимые АЗС могут столкнуться с угрозой существования, предупредили в НТС.

В союзе предложили предпринять оперативные меры по снижению оптовых цен путем значительного увеличения нормативов реализации топлива через биржу: до 25% по бензину и 15% по дизелю (сейчас нормативы составляют 11 и 7,5%), а также рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми, сказал «Известиям» президент НТС Павел Баженов.

По его словам, необходимо также перейти от практики сдерживания розничных цен посредством субсидий производителям в рамках демпфирующего механизма в сторону рыночного ценообразования при условии адресной поддержки нуждающихся групп граждан.

Сегодня независимые АЗС составляют около 60% всех заправок страны (около 23 тыс.), поэтому их закрытие сделает топливо для граждан менее доступным, сказал Павел Баженов. В некоторых регионах (преимущественно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири) независимые АЗС занимают большую часть рынка, уточнил он.



Предмет обсуждения


Направленные президентом НТС предложения — предмет обсуждения на различных общественных площадках, в том числе и в антимонопольной службе, сказали «Известиям» в ФАС.

Сейчас производство бензина находится на высоком уровне, внутренний рынок обеспечен в полном объеме, а действующий демпфирующий механизм позволяет сдерживать оптовые цены, уверены в Минэнерго. Это позволяет сохранять доходность в розничном сегменте рынка и не дает конечным ценам на АЗС расти темпами, превышающими инфляцию, сказали «Известиям» в ведомстве. Необходимости корректировать демпфер нет, поскольку экономические показатели демонстрируют его эффективность, считают в министерстве.

Динамика поставок топлива на биржевые торги уже стабильно превышает утвержденные нормативы, добавили в Минэнерго. Вследствие этих факторов оптовые и розничные цены внутреннего рынка перешли к снижению, пояснили в ведомстве.

В ФАС уточнили: оптовые цены в России за период с 13 августа по 7 сентября 2021 года снизились на АИ-92 на 5,5%, АИ-95 — на 3%, на дизель летний — на 3,5%. Как следствие, с 31 августа по 7 сентября 2021-го розничная цена на бензины в России снизилась на 30 копеек за литр (0,6%), на дизель — на 15 копеек за литр (0,3%), добавили в антимонопольной службе.

По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по стране на 6 сентября 2021 года составила 48,93 рубля за литр (на 30 августа — 49,08 рубля).

В Минэнерго прогнозируют, что в дальнейшем розничные цены будут меняться темпами, близкими к уровню инфляции.


Ситуация улучшается


Средняя цена бензина на Санкт-Петербургской бирже на 8 сентября составляла 57 тыс. рублей за тонну, а средняя розничная стоимость топлива на АЗС в конце августа, по данным Росстата, была 49,8 за литр, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— Оптовые цены на дизель и бензин росли летом на фоне сезонно повышенного спроса и ремонтов НПЗ. При этом розничные цены увеличивались медленнее — примерно на уровне инфляции. Проблема убыточности независимых АЗС действительно существует последние несколько месяцев, — отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

Сейчас ситуация на топливном рынке немного улучшается, хотя и остается тяжелой, сказал «Известиям» глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. С середины августа биржевые цены на бензин снизились, но учитывая тот диспаритет, который был, особенно на Дальнем Востоке, в ряде регионов оптовые цены всё еще выше розничных, отметил он. К тому же на бирже продается лишь около 20% топлива, но АЗС покупают его в основном в мелком опте, где цены выше, добавил эксперт.

Ранее Минэнерго и ФАС уже утвердили рекомендации по временному повышению в III квартале 2021 года на 1% нормативов биржевых продаж бензина и дизеля до 11 и 7,5% соответственно. Фактически на бирже сейчас продается более 20% топлива, отметил Евгений Аркуша. Он уточнил: ситуация такова в основном благодаря «Роснефти», которая продает около 40% объема производства. Но такая социальная ответственность должна быть распределена на все компании, поэтому норматив должен быть увеличен, считает эксперт.

Евгений Аркуша согласен и с тем, что стоит вносить корректировки в демпфер. Например, осуществить корректировку базовой цены, с которой сравнивается экспортный паритет, отметил он.

Донастраивать прежде всего надо оптовое ценообразование посредством улучшения биржевых механизмов, считает Наталья Мильчакова. Если большинство производимых в РФ нефтепродуктов будет продаваться через биржу, то у потребителей будет больше возможностей влиять на цены, заключила аналитик.

«Известия» также направили запросы в крупные нефтяные компании.

Комментарии
Конфереция