Ирина Кези
Биржевая стоимость АИ-92 с мая по июнь выросла на 4,5%, в то время как
стоимость дизельного топлива за этот же период сократилась на 3,48%.
Разнонаправленную динамику эксперты, опрошенные «Известиями», объясняют
снижением производства бензина этого типа и ростом числа авто китайского
производства. Цены на дизельное топливо снижаются на фоне уменьшения бизнес-перевозок,
что свидетельствует о замедлении экономики, полагают в отрасли. В целом
внутренний рынок полностью обеспечен автомобильным горючим, считают регуляторы.
Однако эксперты не исключают медленного роста стоимости в летний период, так
как розничные цены не дотягивают до минимально экономически обоснованных 1,5–2
рублей за литр.
Разнонаправленное движение
Биржевые цены на бензин марки
АИ-92 за последний месяц выросли на 4,5% — с 56 174 до 58 739 рублей за 1 т.
АИ-95 за этот же период вырос на 0,84% — с 61 364 рублей до 61 881 рубля за 1
т. В то же время цена на летнее дизельное топливо (ДТ) снизилась на 3,43% — с
60 184 до 58 118 рублей за 1 т. Об этом свидетельствую данные Петербургской
биржи и расчеты «Известий».
В розничном сегменте цены
продемонстрировали более сдержанную динамику. По данным Росстата на 28 апреля,
средняя цена бензина АИ-92 в России составляла 56,46 рубля за литр, на АИ-95 —
61,68 рубля, ДТ — 71,25 рубля за литр. Ко 2 июня рост составил 0,4%, 0,4% и
0,19% соответственно.
По словам заместителя
председателя комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, ситуация на
топливном рынке свидетельствует о снижении розничных продаж.
— По разным оценкам, в апреле-мае
2025 года такое снижение составило, в зависимости от региона, до 5% к
показателям прошлого года. Не произошло традиционного всплеска потребления на
майские праздники. Сокращение объема пролива фиксируют и ВИНК, и независимые
АЗС. Одновременно сохраняется жесткий контроль за розничными ценами со стороны
государства, — отмечает собеседник.
По его словам, среди всех товаров
повседневной корзины бензин и дизель подвержены наименьшей волатильности.
— Объяснение этому на
поверхности: много лет правительство России доводит до нефтяных компаний
директиву о недопустимости роста цен в рознице выше официального уровня
инфляции. И это правило выполняется, несмотря на то что компании порой
вынуждены работать себе в убыток. Особенно это касается независимых АЗС,
которые не входят в систему вертикально-интегрированных нефтяных компаний, —
отмечает Юрий Станкевич.
По данным Росстата, инфляция в РФ
с 27 мая по 2 июня 2025 года составила 0,05% после 0,06% с 20 по 26 мая, 0,07%
с 13 по 19 мая, 0,06% с 6 по 12 мая и 0,03% с 29 апреля по 5 мая.
Период премиальности
На внутреннем рынке сегодня
отмечается явный рассинхрон в динамике цен на разные виды моторного топлива,
что связано с рядом причин. По мнению ряда экспертов, снижение продаж
дизельного топлива связано с замедлением экономики.
Заместитель председателя
наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев напоминает,
что дизельное топливо остается больше коммерческим, нежели потребительским.
— Это рынок BtB, нежели BtC. И
учитывая то, что ключевая ставка ЦБ делает практически невозможным получение
кредитов для бизнеса, экономика тормозится, и в первую очередь это сказывается
на перевозках. Поэтому снижение потребления дизеля — показатель того, что экономика
замедляется, — отмечает эксперт.
В конце октября 2024 года
Центральный банк России повысил ключевую ставку до 21%. 6 июня регулятор принял
решение о ее снижении до 20%.
В то же время Дмитрий Гусев
отмечает, что в последние два года в России получили широкое распространение
китайские машины, многие из которых могут использовать 92-й бензин.
По данным консалтинговой компании
GlobalData, в апреле 2025 года продажи авто в КНР выросли на 12% по сравнению с
предыдущим годом: за месяц продали 2 055 153 машины. При этом едва ли не для
всех китайских автомобилей допускается использование бензина марки АИ-92.
Гендиректор аналитического
независимого агентства «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова напомнила, что бензин
АИ-92 всегда котировался ниже летнего дизельного топлива.
— Теперь он переживает период
премиальности. Указанная тенденция наблюдается на фоне дефицита бензина в связи
с трендами по сокращению производства указанного вида топлива. А в целом
падение топливных цен связано как со снижением цен на нефть на внутреннем
рынке, так и с госконтролем в период проведения сельскохозяйственных работ, —
считает Тамара Сафонова.
Чего ждать от рынка летом
В целом же собеседники «Известий»
полагают, что в ближайшее время не стоит ждать каких-то радикальных колебаний
цен на топливном рынке.
— Что касается прогноза на летний
сезон, то я считаю, что всё будет плюс-минус как в прошлом году. Меры по
запрету экспорта работают, еженедельно проходят контрольные заседания, —
подчеркнул Дмитрий Гусев.
Эксперт Финансового университета
при правительстве РФ Игорь Юшков не исключает роста цен в летний период.
— Если доходы будут ниже, чем
ожидаются сейчас, у правительства есть инструменты, чтобы ситуацию исправить. И
один из них — это отмена выплат по демпферу. Пока это решение не принято и
кабмин заявляет, что не рассматривает его. Однако нельзя исключать такого
поворота событий. А в таком случае нефтяникам могут позволить большие колебания
топливных цен на бирже, — считает аналитик.
В настоящее время демпфер
выплачивается только в случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не
выросла больше, чем индикативная (условная внутрироссийская), на 10% на бензин
и 20% на дизтопливо. Индикативная цена в 2025 году составляет 60 450 рублей за
1 т для бензина и 57 200 рублей для дизтоплива. При этом в правительстве
рассматривается вопрос о расширении разрешенного диапазона оптовых цен на
топливо, при котором сохраняется право на демпфер до 15–20% и 25–30% на бензин
и дизель соответственно.
В Минэнерго «Известиям» заявили,
что внутренний рынок полностью обеспечен автомобильным топливом. По данным
энергетического ведомства, на сегодняшний день товарные запасы бензина на
нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах достигают 1,8 млн т, что на 2%
превышает показатель начала 2024 года. Объемы хранения дизельного топлива
сохраняются на уровне прошлого года и составляют 3,3 млн т.
— Правительство Российской
Федерации продолжает реализацию комплекса мер, направленных на поддержание
стабильной ценовой ситуации и надежного обеспечения потребителей моторным
топливом. В числе ключевых механизмов регулирования — система демпферных выплат,
сглаживающая влияние мировых цен на внутренний рынок, временное ограничение
экспорта моторного топлива для непроизводителей, а также установление
обязательных нормативов реализации топлива на биржевых торгах, — отметили в
пресс-службе Минэнерго.
«Известия» отправили запросы в
крупные нефтеперерабатывающие компании.
По мнению Юрия Станкевича, в результате в настоящее время розничные цены не дотягивают до минимально экономически обоснованных 1,5–2 рублей. В летний период, заключил эксперт, медленный рост вполне реалистичен, при этом спрос на топливо будет полностью удовлетворен предложением.