С этого года в России реализуется национальный проект "Инфраструктура для жизни". Его цель – создать людям комфортную и безопасную среду для проживания с фокусом на опорные населенные пункты. Один из важных критериев такого комфорта – транспортная доступность и связанность территорий. Для этого проводится в том числе обновление инфраструктуры опорной сети автомобильных дорог. К 2030 году их планируется привести в порядок не менее 85%. Создание единого транспортного каркаса дает мощный импульс для экономического роста территорий и качества жизни людей. Подробнее о том, как идет обновление опорной сети и как эта работа меняет качество жизни, читайте в материале РИА Новости.
Опорная сеть
По данным Аналитического центра
при правительстве РФ, на сегодняшний день в опорную сеть входят 140 тысяч
километров наиболее загруженных дорог, которые связывают 2160 опорных
населенных пунктов по всей стране. Речь идет о маршрутах, включая участки
международных транспортных коридоров, все автомобильные дороги федерального
значения и отдельные региональные, где фиксируется максимальный поток
пассажиров и грузов. Экономический эффект от развития опорной сети огромен.
"Эти трассы связывают не
только столицы регионов с муниципальными районами, но и ведут к крупным
городам, промышленным центрам, к границам соседних государств. Именно по ним
движется основной грузо- и пассажиропоток", — сообщил заместитель
председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Так, трасса Р-258
"Байкал" Иркутск – Улан-Удэ – Чита, связывающая Россию со странами
Азии, играет ключевую роль для роста объемов товарооборота. Недавнее обновление
дорожного полотна на участке в Забайкальском крае напрямую влияет на время
доставки грузов и снижение их стоимости.
Возьмем более локальный пример. В
Татарстане реконструировали 11 километров трассы Р-239 Казань – Оренбург с обходом
села Сокуры. Обновление участка позволило вывести транзитный транспорт за
пределы села и быстрее выехать из Казани и аэропорта на платную магистраль М-12
"Восток". Кроме того, это даст возможность построить в Лаишевском
районе более 7,5 миллионов квадратных метров жилья и создать новые
производственные площадки.
Обходы как импульс к развитию
Строительство обходов – еще одна
из задач нацпроекта. По планам к 2030 году в стране появится не менее 50 таких
объездов. Ранее, с 2019 по 2024 год, было построено и реконструировано 39
транзитных участков в обход населенных пунктов.
Польза очевидна: логистические
издержки для бизнеса резко снижаются. Грузовики не стоят часами в городских
пробках – экономится топливо и ресурс техники, высвобождается время для дополнительных
рейсов.
На данный момент идет
строительство нового направления трассы М-5 "Урал". Протяженность
участка составляет 60 километров от границы с Башкирией до поселка Кропачево. В
этом году уже открыли 14 километров в Ашинском районе.
Самый сложный участок в
масштабном проекте – 19-километровый обход города Сим в Челябинской области.
Завершение строительства обхода позволит перенаправить транзитный транспорт в
объезд города, а также сократить протяженность маршрута и общее время в пути.
Сейчас ведется надвижка пролетных строений эстакады – самой крупной на Южном
Урале. Эстакада длиной более километра и высотой до 46 метров будет иметь 27
пролетов.
Масштабное строительство ведется
и на такой загруженной трассе, как Адлер – Красная Поляна (А-149).
Протяженность участка в обход Адлера – около 10 километров. Дорога позволит не
только быстрее добираться из центра Сочи до аэропорта, но и существенно
разгрузит развивающиеся районы пригорода.
В июле этого года на трассе А-149
открыли обновленный путепровод – его расширили до 13,5 метров. Эстакада входит
в состав будущей развязки в рамках строительства обхода Адлера. Теперь жителям
Сочи и туристам стало удобнее проезжать как в сторону Адлера, так и в сторону
Красной Поляны.
"Развитая дорожная сеть с
надежными искусственными сооружениями выступает одним из драйверов
социально-экономического развития страны. Именно поэтому мы активно работаем
над обновлением и строительством современных трасс. Так, в рамках этой
масштабной работы запущено движение по реконструированному путепроводу на 6 км
трассы А-149 Адлер – Красная Поляна", – отметил вице-премьер РФ Марат
Хуснуллин на церемонии открытия эстакады.
Главные транспортные артерии
Особое внимание уделяется
обновлению федеральной дорожной сети. В общей сложности в 2025 году в
эксплуатацию должно быть введено почти 5,4 тысячи километров федеральных дорог.
В частности, капитальный ремонт
коснулся трассы Р-217 "Кавказ", которая является важной частью
международного коридора "Север – Юг". Протяженность этой магистрали
на территории Дагестана составляет 276 километров – от Чечни до границы с Азербайджаном.
Дорога важна как для жителей Дагестана и соседних регионов, так и для
экономических связей со странами Закавказья. Ремонт затронул сразу несколько
важных участков трассы "Кавказ". В их числе – дорога между Избербашем
и Дербентом, а также участок Хасавюрт – Махачкала.
В Вологодской области
реконструировали участок федеральной трассы А-114 Вологда – Тихвин – Р-21
"Кола". Этот путь связывает регион с портами и Ленобластью, а также
является важным выходом из промышленной зоны Череповца – крупнейшего
индустриального центра на северо-западе России.
Скоростные трассы: время – деньги
Такие скоростные дороги, как М-11
"Нева", М-4 "Дон" и М-12 "Восток", – это мощный
инструмент трансформации экономики целого ряда регионов.
Например, с момента запуска
первого участка трассы М-12 от Москвы до Казани по ней проехали свыше 48
миллионов раз (прим. по конец октября 2025 года). Для бизнеса это настоящий
логистический прорыв. То есть можно точно рассчитать время и расходы,
оптимизировать бизнес-процессы.
Лучше всего об эффективности
скоростных дорог говорят цифры. Так, новый участок М-12 от города Дюртюли в
Башкирии до поселка Ачит в Свердловской области сократил путь от Казани до
Екатеринбурга для большегрузов с 14 часов до 9 часов 45 минут. При этом пробег
сократился с 1060 до 862 километров, а экономия бензина составила более 60
литров на один рейс. В масштабах страны – это уже миллиарды рублей, которые
производители могут направить на развитие, а не на транспортные издержки.
Единое экономическое звено
Таким образом, каждый километр
новой или отремонтированной трассы по нацпроекту "Инфраструктура для
жизни" – это не только комфорт и безопасность для водителей, но и вклад в
экономику России и повышение качества жизни людей в разных ее регионах.
"Единый транспортный каркас
– это бесшовная перевозка, единое качество инфраструктуры и сервиса. Это
значит, что регионы могут получить дополнительные зоны отдыха, торговли,
технического обслуживания, ТЛЦ – транспортно-логистические центры и,
соответственно, рабочие места и налоговые доходы", – сказала РИА Новости
первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок
Татьяна Горовая.
Эксперт видит большую пользу в
такой связанности регионов. Субъекты получают возможность как развивать
внутренние перевозки, так и наращивать экспортный потенциал. Населенные пункты
становятся ближе и работают как единое экономическое звено.