Конфереция

Доля некачественного топлива за пять лет снизилась в три раза

Текст: Алексей Дуэль


Каждая десятая ввозимая в Россию подержанная машина побывала под водой или собрана из нескольких битых автомобилей, а 7% топлива, продаваемого на заправках, не соответствует ГОСТу. Об этом "РГ" рассказал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.

Зачем ввели ГОСТ для ввозимых в Россию подержанных машин? Это борьба с праворульными "японками"?

С 1 июля вступил в силу ГОСТ 33670-2015. Он распространяется на все автомобили, единично ввозимые в Россию. Неважно, с какой стороны у них руль и из какой страны они прибывают. Стандарт относится к единичным - то есть когда человек поехал за границу, купил машину и привез ее в Россию, - и ввозимым (на те, которые уже находятся в эксплуатации в нашей стране, эти требования не распространяются) автомобилям.

Главой государства поставлены цели по достижению безопасности движения, сокращению смертей на дорогах. И есть статистика, которую мы ведем с 2015 года, - каждая десятая подержанная машина, попадающая на рынок в качестве "единичного транспортного средства", - это "конструктор" или "утопленник". То есть или собранная из частей нескольких других автомобилей, или побывала под водой при стихийных бедствиях.

Такие транспортные средства опасны. Для их выявления и был создан этот ГОСТ. Его вступление в силу несколько раз откладывалось, не было достаточного количества лабораторий для проведения проверок. Сейчас их уже 20. Половина - во Владивостоке, там идет основной поток такого импорта. Есть в Калининграде, Москве, Петербурге, других городах.

Испытательные лаборатории подключились и активно работают в системе оформления свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства в электронном виде. Данные автоматически передаются в электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС), что позволяет оформлять необходимые документы не за 2-3 дня, как раньше, а в режиме "день в день". Цифровая система позволяет выпускать из лабораторий автомобили, полностью готовые к государственной регистрации.

Что это значит для человека, который купил или пригнал автомобиль, если его признают "утопленником" или "конструктором"?

Он не сможет эксплуатировать ее на российских дорогах. Экспертиза, конечно же, не ставит "ярлыки" в части прошлого автомобилей. Предусмотренные стандартом процедуры включают в себя идентификацию транспортного средства, необходимые измерения габаритов, испытания тормозной системы, шумовых характеристик, освещения, проверку систем активной и пассивной безопасности и так далее. Несоответствие хотя бы по одному методу ведет к невозможности оформления свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства. Это может быть обидно для владельца, но такие машины действительно опасны, их нельзя выпускать на дороги. Лаборатории в нормальном режиме проводят испытания в среднем более 500 автомобилей в день. Пока рано говорить о снижении процента "утопленников" - люди еще не привыкли к новой системе проверок и продолжают привозить из-за границы машины с трудной судьбой и в опасном состоянии.

Что дают отзывные кампании автопроизводителей?

С 2015 года под отзывные кампании попали почти 4 млн. И выяснилось, что среди владельцев машин старше 10 лет только четверть участвуют в "отзывах" - например, приезжают на официальный сервис. По более молодым автомобилям статистика лучше. Зачастую причина в том, что они об этих кампаниях просто не в курсе. С 1 июля 2021 года все автопроизводители имеют возможность подключиться к нашей системе. Информация о доле автомобилей, прошедших отзыв, будет доступна после полного перехода на цифровое взаимодействие со всеми производителями. Кроме того, готовим сервис оповещения владельцев автомобилей, попавших под отзывную кампанию, через портал госуслуг - тогда эта информация точно дойдет до каждого автомобилиста.


Каждая десятая подержанная машина, попадающая на рынок из-за границы, - "конструктор" или "утопленник"


Каково состояние отечественного автопарка и, в частности, автобусов для перевозки детей?

За предыдущие два года провели серию испытаний автобусов, цифры получились, скажем так, неоднозначные. Вплоть до того, что у нескольких заграничных производителей отозвали разрешительные документы на эксплуатацию их техники. У нас подготовлены методики по тем видам испытаний, которые прежде не были систематизированы ни в России, ни где-либо в мире. Росстандарт инициировал изменения в международных стандартах. Ведется работа по согласованию необходимых изменений на площадке комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Пока сложно говорить о конкретных сроках утверждения изменений. Однако это значимый факт, когда в ООН занимаются отечественным предложением в области безопасности дорожного движения. В любом случае показательно, что в наших требованиях заинтересованы многие страны.

Каков шанс заправиться некачественным топливом на наших АЗС?

Стремительно снижающийся, хотя пока еще вполне ощутимый. Контролировать заправки мы начали в 2015 году, тогда доля топлива с нарушенными физико-химическими свойствами превышала 20%. В прошлом году этот показатель сократился до 7,8%, а в первом полугодии этого года - до 7%. Наша цель - 0%, хотя и 2,5% в ближайшие два-три года будет достойным результатом. К тому же с 1 июля мы получили право использовать при проверках "тайного покупателя", а не приходить официально в заранее оговоренный день. Я не буду раскрывать методику, но она уже начинает показывать свою эффективность. Закупленное так топливо отправляют в лабораторию, а на месте инспектор может проверить с помощью экспресс-тестов содержание серы в бензине. Нам помогают общественные организации, зачастую мы реагируем именно на их сигналы. У нас чуть более 300 инспекторов на всю страну, и помощь неравнодушных граждан крайне полезна.

Комментарии