Конфереция

Доклад на заседании Некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», проведенном в формате Skype конференции в 12:00 15.10.20 г.

15.10.20 г. в формате Skype конференции состоялось очередное заседание Некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга». С докладом на заседании выступил вице-президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Дмитрий Королев. Информационное агентство АИ92 публикует данный доклад:

Розничный рынок Санкт-Петербурга и Ленинградской области в целом сформировался в конце 90-х годов и претерпел ряд серьезных структурных изменений с приходом в город сетей АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), первым из которых активность проявил Лукойл, затем Газпром нефть, Роснефть, Татнефть. 


До 2019 года розничный рынок нефтепродуктов в двух наших регионах, по общему признанию ведущих экспертов отрасли и ФАС, считался самым конкурентным в Российской Федерации и передовым в части развития рыночных отношений. Не смотря на присутствие ВИНКов во втором по величине и значимости городе России, более 50 % доли розничного рынка нефтепродуктов тут занимали независимые сети АЗС, крупнейшей из которых была Петербургская топливная компания, значимыми игроками показали себя Фаэтон и Линос, ярко отметились Несте и Шелл, известны специалистам и относительно небольшие сети группы БалТоп и Красносельской нефтебазы. Независимые розничные операторы в Петербурге не только успешно прошли через череду кризисов, затронувших топливный рынок, но и динамично развивались.


Ситуация коренным образом изменилась в 2018 году, когда рынок нефтепродуктов работал с отрицательной маржинальностью почти 8 месяцев. Именно этот период, когда каждый проданный литр нефтепродуктов приносил убытки, побудил владельцев независимых сетей АЗС задуматься о сворачивании такого «бизнеса». Для иностранных игроков, в лице акционеров компании Несте Санкт-Петербург, немаловажным фактором послужили и факты нерыночного вмешательства со стороны государства. Все это привело к продаже сети АЗС и инфраструктуры таких компаний как ПТК и Несте ВИНКам, Роснефти и Татнефти соответственно. 


О продаже своего актива в России Neste Corporation заявила в пресс-релизе, опубликованном 05 июля 2019 года. В соответствии с отдельным соглашением между ПАО «Татнефть» и Neste после купли-продажи рознично-сбытовая сеть будет продолжать функционировать под брендом Neste до 5 лет. 


О приобретении активов ПТК Роснефть официально заявила 31 июля 2019 года. В результате сделки по приобретению розничной сети ПТК «Роснефть» стала крупнейшим игроком в Северо-Западном регионе. Приобретенная сеть АЗС включала в себя 141 заправочную станцию, 125 бензовозов, 2 современные нефтебазы: «Ручьи» в Санкт-Петербурге и «Чудово» в Новгородской области.
Стоит отметит, что в этот же период часть АЗС, работавших под брендом Фаэтон и Aero, отошли к другим игрокам рынка, канула в лепту Выборгская топливная компания, распродавшая свои активы по частям. 


Сейчас большинство игроков топливного рынка Санкт-Петербурга декларируют, что планируют сосредоточить свое внимание на повышении эффективности существующей инфраструктуры и не планируют увеличение своих сетей. Компании готовы рассматривать только точечное строительство АЗС в местах строительства транспортных магистралей и массовой жилищной застройки, где, в настоящее время, еще отсутствует топливная инфраструктура и гарантирован высокий спрос на таких объектах.


Исключением является компания Шелл, которая ведет активное развитие, как своей собственной сети, так и франчайзинговые программы на всей территории России, в том числе и в Санкт-Петербурге, приобретая и реконструируя АЗС других участников рынка, строя собственные новые объекты. 


Таким образом, к концу 2019 года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформировалась структура розничного рынка с преобладанием АЗС сетевых структур ВИНКов, значительную часть из которых составляют компании с преобладающей государственной доли собственности.


В настоящее время на территории Санкт-Петербурга эксплуатируется 496 АЗС официального сегмента розничного рынка нефтепродуктов. В 2020 году розничный рынок нефтепродуктов Санкт-Петербурга представлен 9-тью основными игроками:


1. Роснефть - 133 АЗС, в том числе: ПТК - 82 АЗС, Роснефть – 33 АЗС, BP – 17 АЗС, ТНК – 1 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 26,8 %;


2. Лукойл - 113 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 22,8 %;
3. Газпром нефть – 61 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 12,3 %;


4. TATNEFT – 57 АЗС, в том числе: Neste – 49 АЗС, TATNEFT – 8 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 11,5 %;


5. Shell – 48 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 9,68 %;
6. Сургутнефтегаз (Киришиавтосервис) – 25 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 5,04 %;


7. Линос – 23 АЗС в т. ч. под брендом Nord Point. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 4,64 %;


8. Фаэтон – 18 АЗС, в том числе: Фаэтон - 11 АЗС, Aero – 7 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 3,63 %;


9. Circle K – 12 АЗС. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 2,42 %;


10. На территории Санкт-Петербурга работает 6 одиночных АЗС, официально осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов физическим и юридическим лицам. С долей от общего количества АЗС в Санкт-Петербурге 1,21 %

Часть из этих АЗС входят в состав небольших сетей, осуществляющих свою деятельность в Ленинградской области, а часть является микро-предприятиями, зарегистрированные на ИП и работающие автономно.


По данным мониторинга Нефтяного клуба Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области работают 25 розничных операторов, каждый из которых владеет двумя и более АЗС. В совокупности им принадлежит 278 автозаправок, к данной категории операторов розничного рынка нефтепродуктов относятся хорошо известные, крупные сетевые игроки и ряд небольших, но уже давно и устойчиво работающих на рынке, сетей АЗС.


По долям рынка по количеству АЗС в Ленинградской области места участников рынка распределились следующим образом:


1. Нефтяная компания Роснефть, включая бренды BP и ПТК, даже несмотря на консервацию и предложение к аренде ряда приобретенных у ПТК АЗС, стала лидером с долей рынка в 15,5%


2. Доля Киришиавтосервис сейчас составляет 14,4%, однако это не позволило компании удержать первое место, теперь "дочка" Сургутнефтегаза занимает вторую позицию в Ленинградской области. 


3. Лукойл, с долей в 11,9%, сместился на третье место. 


4. А вот на четвертом оказалась компания Татнефть с долей в 11,5%, в совокупности с приобретенной в 2019 году сетью Несте и одной АЗС в Огоньках, приобретенной у ВТК. 


5. Замкнул пятерку лидеров, с долей более 10,1%, Газпром нефть.


Выше я привел данные касающиеся официального сегмента розничного рынка нефтепродуктов. Однако, по заявлениям экспертов, в двух наших регионах работает и целый ряд мелких игроков, эксплуатирующих одну, иногда две АЗС, коих в области великое множество (Инна, Евро, Ужба, Логос, Керри, Волганефтепродукт, 2М, Унирем, целый перечень ИП и т.п.). Большинство таких АЗС не известны широкой общественности и надзорным органам, некоторые из них работают только в периоды выгодной для них конъектуры рынка, уходя на «каникулы», когда работать становится не выгодно или возникает вероятность подвергнуться проверке надзорными органами.


Таким образом в Ленинградской области, по состоянию на 1 января 2020 года, в целом функционировало более 400 автозаправочных станций, заправляющих автомобили моторным топливом, включая одиночные и расположенные на территории промышленных зон и предприятий (коих более 120), некоторые из таких «серых» заправочных пунктов имеют реализацию до 100 000 и более литров в сутки.


В Санкт-Петербурге точками притяжения для расположения «серых» заправочных пунктов являются промышленно-логистические зоны Шушары, Парнас, Колпино, районы, прилегающие к морскому порту. По мнению экспертов таких АЗС в Санкт-Петербурге более 50-ти.


Нефтяной клуб Санкт-Петербурга считает наиболее злободневными вопросами для игроков официального сегмента розничного топливного рынка:


Вопрос недобросовестной конкуренции со стороны «серых» участников рынка, осуществляющих реализацию через неофициальные заправочные пункты контрафактных нефтепродуктов, в основном дизельного топлива.


Вопрос пресечения продвижения поставок контрафактных нефтепродуктов через рекламу в сети Интернет.


Серьезную озабоченность участников рынка вызывает вопрос наличия ресурса нефтепродуктов в мелкооптовом звене, особенно на фоне возникшего не так давно недостатка предложения на рынке бензинов, что привело к остановке некоторых АЗС по реализации АИ95 у целого ряда игроков розничного рынка.


Конечно-же важнейшей проблемой является колебания цен на бирже, что приводило к периодам критического снижения маржинальности реализации нефтепродуктов на АЗС, и даже к периодам отрицательной маржинальности, в условиях искусственного, директивного сдерживания розничных цен на АЗС. 


Считаем необходимым выстроить диалог с органами власти Санкт-Петербурга по вопросам парковки на территории АЗС и по вопросам рекламы.


Как показывает опыт, в решении проблемных вопросов у органов власти, регуляторов, надзорных органов по отдельности не хватает полномочий или компетенций для эффективного выявления и пресечения фактов реализации контрафактах нефтепродуктов или фактов недобросовестной конкуренции. Мы видим одной из задач Нефтяного клуба организацию взаимодействия различных представителей органов власти, регуляторов, надзорных органов, когда, к примеру, региональная Прокуратура сможет являться инициатором проверки, Росстандарт сможет выдать легитимное заключение о качестве нефтепродуктов, а природоохранная прокуратура и региональные УФАС смогут привлечь нарушителей к ответственности по материалам проверки в рамках своих компетенций. Организовать такие рейды можно под эгидой и в рамках поручений от региональных Комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.


Представители же служб безопасности топливных компаний могут помочь в вопросе адресной программы таких проверок.

Хочу отметить, что у нас уже есть успешные примеры организации такого взаимодействия.


Считаю необходимым отметить, что в нашем регионе активно развивается рынок пропан-бутановых газовых смесей, по мнению самих участников рынка и экспертного сообщества данный рынок находится приблизительно в той-же стадии развития, в какой находился рынок классических АЗС в конце 90-х, начале 2000-х годов. Ему присущи те-же болезни роста и проблемы, через которые прошли мы, и опыт во взаимодействии и решении данных проблем у нас имеется.


Присущи этому рынку и проблемы с ценообразованием на бирже, и проблемы недобросовестной конкуренции со стороны участников «серого» рынка, проблемы качества реализуемого продукта.


На данном рынке остро стоит вопрос использования рядом участников нелицензионного (похищенного у правообладателей и взломанного) программного обеспечения автоматизированных систем управления АЗС, что ставит под вопрос безопасность эксплуатации таких объектов и, конечно, на таких точках обслуживания не приходится говорить о гарантии полноты отпуска товара потребителям, соблюдении норм погрешности при отпуске.


В ходе проведения консультаций с участниками данного сегмента рынка мы пришли к выводу, что у игроков официального розничного и мелкооптового рынка пропан-бутановых газовых смесей есть понимание необходимости и желание объединить усилия в решении общих для добросовестных игроков проблем.


Предлагаю рассмотреть вопрос о привлечении значимых игроков данного рынка к сотрудничеству и взаимодействию в рамках Нефтяного клуба.


Мой доклад лишь тезисно обозначил проблемы, о которых хотелось бы поговорить и услышать мнения участников нашего виртуального заседания, с целью выработки направлений и плана работы НЕФТЯНОГО КЛУБА.


Благодарю за внимание!

Комментарии