АЗС терпят убытки от продажи бензина АИ-95 в течение шести недель: в
сентябре их маржинальность составила минус 1,57 руб. за литр, оценили
аналитики. Но в отличие от прошлой осени на других марках они продолжают
зарабатывать
Маржинальность продаж бензина
АИ-95 в рознице находится в отрицательной зоне шесть недель подряд — с начала
августа, свидетельствуют данные аналитической компании «ОМТ Консалт». За период
с 2 по 9 сентября в среднем по России (за исключением ДФО) она составила минус
1,57 руб. за литр.
Пока это минимальный уровень в
этом году, однако он выше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из
данных аналитиков. Для сравнения: осенью 2023 года показатель на пике опускался
до минус 3 руб. за литр.
Средняя маржинальность продаж
АИ-92 по итогам отчетного периода, наоборот, находится в положительной зоне —
на уровне 3,79 руб. за литр, хотя и снизилась за последнюю отчетную неделю на
64 коп. А маржинальность реализации дизельного топлива еще выше — 5,69 руб. за
литр. В 2023 году минимальная маржинальность по АИ-92 достигала минус 1,8 руб.
за литр, а по дизтопливу — минус 0,5 руб. за литр.
Расчет маржинальности «ОМТ
Консалт» производит на основе данных, собираемых более чем с 18 тыс. АЗС по
всей России, включая принадлежащие вертикально интегрированным компаниям
(ВИНК). Маржинальность представляет собой разницу между розничными и
мелкооптовыми ценами. Данные не учитывают менее рыночный Дальневосточный федеральный
округ (ДФО), для которого применяется отдельная методология.
«Осенью 2023 года мы наблюдали
затяжное снижение маржинальности не только по АИ-95, но и по АИ-92 и дизельному
топливу. Этот период длился около 2–3 месяцев», — указывают эксперты компании. Отличием
этого года является тот факт, что проблемы наблюдаются только по АИ-95, что
связано с колебаниями цен на оптовом рынке и ростом потребления. В
краткосрочной перспективе, на горизонте двух-трех недель, выход показателя в
положительную зону не ожидается, считают в «ОМТ Консалт».
Тем не менее по сравнению с
прошлым годом ситуация на розничном рынке топлива «выглядит более позитивной»,
уверены аналитики. «АИ-92 и дизельное топливо остаются в положительной зоне, и
тенденций к снижению маржинальности ниже нуля не наблюдается. Рынок
адаптируется к изменениям, и в долгосрочной перспективе можно ожидать
стабилизацию и по АИ-95», — отмечают они.
Что касается АИ-98 и АИ-100,
маржинальность продаж этих марок также демонстрирует уверенный рост, говорят
эксперты. По их оценкам, с начала года цены на этот бензин выросли на 9,7%, но
благодаря низкому объему потребления (около 2% от общего рынка) такой рост не
оказывает существенного влияния на общий рынок. «По нашим оценкам,
маржинальность по АИ-98 и АИ-100 остается в положительной зоне на уровне 4 руб.
за литр, а за последний месяц цены в оптовом сегменте снизились на 2–3%, что
способствует дальнейшей стабилизации», — заключают эксперты.
«Маржинальность розничных продаж
бензина АИ-95 будет близка к нулю до конца нынешнего года», — полагает
гендиректор маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market Сергей
Терешкин. В отличие от АИ-92 бензин АИ-95 не учитывается в расчете выплат по
демпферу (механизм выплат со стороны бюджета в адрес НПЗ для стабилизации цен
на топливо), поэтому биржевые цены на него существенно выше и по итогам торгов
на СПбМТСБ 10 сентября почти на 15% превышают стоимость АИ-92. «Осенью и в
начале зимы разница в ценах может достигать 30%: нефтяникам нужно
компенсировать рост издержек, связанный с вынужденными ремонтами на НПЗ, и при
этом сохранять право на субсидии по демпферу. Поэтому биржевые цены АИ-95 будут
оставаться в зоне риска», — считает эксперт.
По мнению Терешкина, выйти из
текущей ситуации возможно только за счет наращивания производства топлива и
повышения нормативов биржевых продаж, которые позволят снизить цены на бирже и
сделать бензин более доступным для независимых АЗС. «Однако эти меры сработают
только в случае снятия санкций на поставку оборудования для НПЗ. В противном
случае риски роста цен и дефицита топлива будут оставаться хроническими», —
рассуждает он.
Между тем топливо на бирже
дешевеет четвертую торговую сессию подряд. Согласно данным территориального
индекса по европейской части России Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи
(СПбМТСБ), цена АИ-92 снизилась 11 сентября на 1,6%, до 59,48 тыс. руб. за
тонну, а АИ-95 — на 2,15%, до 67 808 руб. за тонну (минимум с начала июля,
когда еще действовало временное разрешение на экспорт бензина). В августе
бензин АИ-95 максимально дорожал до отметки 74 818 руб. за тонну. Исторический
рекорд, достигнутый осенью прошлого года, составляет 76 876 руб. за тонну для
бензина АИ-95.
Биржевые индикаторы отражают цены
на топливо в крупном опте, динамика которых не сказывается на разнице
одномоментно, а только с временным лагом, который может достигать до двух
месяцев. По данным Росстата, стоимость бензина в рознице с начала августа
растет быстрее инфляции. Так, за период с 3 по 9 сентября потребительские цены
на бензин в России выросли на 0,4%, а по отношению к началу года на 9 сентября
цены на бензин поднялись на 7,2% (при общем повышении потребительских цен на
5,35%).
На прошлой неделе замглавы
Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Виталий Королев сообщил, что
ведомство ожидает скорого снижения оптовых цен на бензин АИ-95 после
рекомендованного компаниям увеличения предложения на рынке и роста объемов
переработки. ФАС также ожидает рост цен на бензин в рознице не выше инфляции по
итогам года.
Татьяна Киселева