Конфереция

Дизельное топливо дорожает из-за ремонтов НПЗ

В начале сентября биржевые цены на дизтопливо начали расти — так, зимнее дизтопливо продавалось за 41,36 тыс. руб. за тонну. Это произошло на фоне сезонных ремонтов на российских НПЗ, объем которых в этом году больше обычного. Цены на крупнооптовые партии с заводов в ряде регионов уже побили исторические максимумы, и продажи в России стали для нефтяников выгоднее экспорта. Но, уточняют эксперты, в целом в стране дизтопливо пользуется слабым спросом, так что повышение его стоимости не станет критичным для экономики.


Биржевые цены на СПбМТСБ на дизельное топливо стали стремительно расти в первую неделю сентября. Так, летнее дизтопливо подорожало на 2,4%, до 39,96 тыс. руб. за тонну, зимнее — на 3%, до 41,36 тыс. руб. за тонну, а межсезонное подскочило в цене на 11%, до 40,48 тыс. руб. за тонну. Как отмечают в «Аналитике товарных рынков», крупнооптовые партии летнего дизтоплива подорожали на заводах Центральной России и Поволжья из-за высокого спроса на товар и недостаточного предложения. К 8 сентября цена железнодорожных партий летнего дизтоплива на заводах Центрального ФО обновила исторический максимум, достигнутый 7 сентября, пробив отметку в 39–39,2 тыс. руб. за тонну. Таким образом, цены на НПЗ снова оказались выше, чем предложения на некоторых нефтебазах региона.


При этом стоимость дизель некоторых НПЗ уже превысила и экспортные цены. Так, средний за 1–7 сентября экспортный паритет с Московского НПЗ в направлении Приморска составил 37,55 тыс. руб. за тонну, что предполагает премию к поставкам за рубеж в 1,5 тыс. руб. на тонну.


Основной причиной резкого роста цен стали масштабные ремонты на НПЗ. Согласно графику в сентябре нефтекомпании переработают на 3,55 млн тонн, а в октябре — на 3,74 млн тонн нефти меньше.


То есть за два месяца суммарный простой первичных мощностей составит почти 7,3 млн тонн, что примерно на 270 тыс. тонн больше, чем в весенний период ремонтов, и более чем на 1,5 млн тонн выше уровня прошлого года. Это, по мнению экспертов «Аналитики товарных рынков», «позволит нефтекомпаниям поднять цены на межсезонное и зимнее дизельное топливо настолько, насколько они посчитают нужным».


В то же время оптовые цены на бензин в России с 4 по 8 сентября в основном снизились, сообщает ИАЦ «Кортес». Так, АИ-76 подешевел на 5%, до 39,52 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — на 2%, до 42,31 тыс. руб. за тонну. В то же время АИ-95 подорожал сразу на 9%, до 44,45 тыс. руб. за тонну. Напомним, что летом оптовые цены на горючее вели себя нестандартно: обычно они в этот период растут, но, как писал “Ъ” 23 августа, в этом году с начала мая колебания между минимальными и максимальными уровнями не превышали 3%.


Розничные цены пока не очень активно реагируют на оптовые тренды. Цены на бензин и дизтопливо за первую неделю сентября, по данным Росстата, почти не изменились. В то же время розничные цены на наиболее крупном и чувствительном рынке — в Москве — после нескольких недель стабильности пошли в рост. Дизтопливо, по данным Московской топливной ассоциации, подорожало на 7 коп., до 38,44 руб. за литр, бензин Аи-95 — на 6 коп., до 40,78 руб. за литр. Средние цены на Аи-92 третью неделю держатся на уровне 37,79 руб. за литр. Бензин в этом году дорожал быстрее инфляции: уже за первое полугодие, по данным Росстата, средние цены выросли на 5,6% в годовом выражении, до 38,04 руб. за литр (см. “Ъ” от 26 июля).


Андрей Полищук из Райффайзенбанка называет «странной» динамику цен на дизель с учетом того, что после модернизации российских НПЗ вместе с глубиной переработки увеличился объем выпуска этого вида топлива. При этом, говорит эксперт, рост стоимости дизтоплива не станет критичным для России, где оно не пользуется особой популярностью. Господин Полищук отмечает, что помимо автомобилей дизель в основном используется в современных судах и катерах, которых в стране немного. В основном, говорит он, дизель идет на экспорт, где на него действительно высокий спрос.

Комментарии
Конфереция