Экспорт российского дизельного топлива в октябре рискует стать самым
низким в этом году, а возможно, даже и за последние четыре года. Поставки
снизились на 15% относительно месяца ранее, до менее чем 700 тыс. баррелей в
сутки, в связи с уменьшением объемов переработки из-за продолжающихся ремонтов
на НПЗ и сокращением ее рентабельности. Аналитики ожидают, что с ноября
нефтекомпании начнут восстанавливать поставки за рубеж.
Российские нефтекомпании
сократили экспорт дизельного топлива и газойля за 30 дней октября относительно
предыдущего месяца на 15%, до 685 тыс. баррелей в сутки (б/с), следует из
данных Kpler, с которыми ознакомился “Ъ”. Это самый слабый уровень поставок с
октября 2020 года, когда, по данным аналитической компании, экспортировалось
около 600 тыс. б/с дизтоплива.
До октября, по данным Kpler,
минимальный объем поставок в этом году был в августе (около 730 тыс. б/с). Еще
в начале этого года экспорт дизтоплива превышал 1 млн б/с и был максимальным в
январе — почти 1,2 млн б/с.
Как и прежде, крупнейший импортер
российского дизтоплива с долей 44% — Турция, куда поставки сократились на 10%.
Второй по величине потребитель —
Бразилия снизила объемы закупок более чем вдвое, до 81 тыс. б/с. Но эти страны
могут еще улучшить статистику в связи с тем, что направление еще 110 тыс. б/с
топлива из РФ Kpler пока не может определить. Турция замещает недостающие
объемы поставками дизтоплива из Саудовской Аравии, Бразилия — из США.
Сокращение экспорта топлива
происходит на фоне снижения нефтепереработки в октябре, которая, по данным “Ъ”,
находится на минимальном уровне с 2022 года — 5,1 млн б/с. Это связано в
основном с тем, что российские нефтекомпании все еще не завершили ремонты на
ряде НПЗ, которые перезапустят свои установки не ранее ноября. Тенденцией
последних лет стало то, что в условиях введенных в 2022 году санкций ЕС против
российской нефтепереработки НПЗ увеличивают сроки ремонтов. Кроме того, заводы
РФ в этом году неоднократно подвергались атакам украинских дронов.
Ожидается, что с ноября НПЗ
постепенно будут восстанавливать нефтепереработку, а вслед за этим и экспорт.
Так, например, вероятно, в ноябре перезапустится Туапсинский НПЗ «Роснефти»,
который произвел в 2023 году около 3 млн тонн дизтоплива, а в этом году выпуск
будет ниже. По информации Reuters, завод планирует переработать в ноябре 480
тыс. тонн нефти.
Падение экспорта дизтоплива и газойля
в первую очередь связано с сезонными ремонтными работами, вследствие которых
нефтепереработка упала до самого низкого с мая 2022 года уровня, комментирует
Виктор Катона из Kpler.
По его мнению, приостановление
нефтепереработки на Туапсинском НПЗ сильно сказалось на поставках дизеля из
Черноморского региона, параллельно с этим экспорт из Новороссийска снизился на
фоне ремонтных работ на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа и Новокуйбышевском НПЗ
«Роснефти».
По словам аналитика, помимо
ремонтов роль сыграли падение дизельных крэк-спредов (разница между ценой нефти
и нефтепродуктов) и в целом слабая маржа нефтепереработки. Как считает господин
Катона, Туапсинский НПЗ был приостановлен именно из-за слабой маржи, а не из-за
принесенного атаками дронов урона. Возвращение этого завода с ноября с
загрузкой в 50%, рост мазутных крэк-спредов и в целом положительная
корректировка маржи нефтепереработки приведут к тому, что ноябрь будет сильнее в
плане экспорта, прогнозирует Виктор Катона.
В среднем по стране чистая маржа
нефтепереработки находится на очень приличном уровне для всех технологически
оснащенных предприятий, считают в «Петромаркете». По данным компании, для
типового «бензинового» НПЗ чистая маржа находится на уровне 9,6 тыс. руб. за
тонну, для типового «дизельного» — 9,8 тыс. руб. за тонну, типового простого
НПЗ — 700 руб. за тонну.
Дмитрий Козлов