Рынок нефтепродуктов сдержанно отреагировал на 18-й пакет санкций ЕС.
Ставки фрахта на перевозку дизеля из РФ остались стабильными, а котировки
продолжили плановую коррекцию. Аналитики ожидают, что влияние последних
ограничений на стоимость перевозки может стать более заметным в первом квартале
2026 года, а европейские участники рынка прогнозируют рост цен.
Ставки на перевозку российских
нефтепродуктов с 14 по 20 июля несмотря на введение новых санкций ЕС были
стабильными, за исключением отдельных направлений, следует из обзора Центра
ценовых индексов (ЦЦИ). Наиболее заметное снижение зафиксировано на маршруте из
Черного моря в Средиземное — на 6,7% за неделю. Тарифы из Черного моря до Индии
и Ближнего Востока снизились на 3,6%. Перевозка дизтоплива из балтийских портов
в Турцию подорожала на 1,4%, в Латинскую Америку — на 1,1%.
По данным ЦЦИ, после введения новых санкций объем экспорта российского
дизеля, попадающего под ограничения, вырос на 35%.
В новый пакет, по данным ЦЦИ,
вошли 64 судна, перевозившие российскую нефть в 2024–2025 годах, в том числе 53
танкера класса Aframax и 11 — типа Suezmax. Впервые под ограничительные меры
попали десять греческих судов. Санкции также запрещают с 21 января 2026 года
импорт, перевозку и брокерские услуги в отношении нефтепродуктов, произведенных
из российской нефти за пределами РФ, для стран—нетто-импортеров нефти. В ЦЦИ
отмечают, что под ограничения попадают маршруты из Индии, Турции и Египта —
стран, активно закупавших российскую нефть, перерабатывавших ее на НПЗ и
поставлявших продукцию на европейский рынок.
По данным ЦЦИ, среди танкеров,
затронутых ограничениями ЕС за перевозку светлых нефтепродуктов, 26,7%
составили суда, зарегистрированные в Индии,— 289 тыс. тонн от совокупного
дедвейта около 1 млн тонн. Еще 18,7% пришлось на суда Сейшельских Островов, 15,3%
— ОАЭ. В ЦЦИ полагают, что влияние последних ограничений на ставки фрахта может
стать более заметным в первом квартале 2026 года. В будущем санкции могут
затронуть поставки российского дизеля в Турцию, считают аналитики.
По итогам недели цена российского
дизтоплива в портах Черного моря (FOB) уменьшилась на 3,3%, до $676 за тонну,
стоимость в балтийских портах снизилась на 2,9%, до $645 за тонну, подсчитали в
ЦЦИ. Дисконты на российский дизель остались стабильными, но, отмечают в ЦЦИ,
новые ограничения, по мнению участников рынка, приведут к увеличению скидок.
Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин считает, что дисконт может нормализоваться в
течение двух месяцев, и это уже происходило после принятия предыдущих пакетов
санкций.
Эксперт Финансового университета
при правительстве РФ Игорь Юшков говорит, что от участия в перевозках теперь
фактически отрезаны европейские судовладельцы, прежде всего греческие и
мальтийские. В ЦЦИ также считают, что от транспортировки российского дизеля
могут отказаться греческие перевозчики.
Под ограничения из нового пакета ЕС попадут и компании, осуществляющие
фрахт судов для перевозки российских нефтепродуктов.
Исключения сделаны для структур
из Норвегии, Великобритании, США и Канады. В ЦЦИ считают, что новые санкции ЕС
в перспективе могут привести к перераспределению торговых маршрутов и усилению
конкуренции за танкеры MR-класса с дедвейтом 45–55 тыс. тонн в регионах с
развитой экспортной переработкой, прежде всего на Ближнем Востоке.
Глава TotalEnergies Патрик Пуянне
заявил, что решение ЕС запретить импорт нефтепродуктов, произведенных из
российской нефти в иных странах (таких как Турция и Индия), может серьезно
повлиять на поставки дизеля в Европу. Слова топ-менеджера приводит, в
частности, S&P Global. По его словам, европейский рынок уже испытывает
дефицит дизельного топлива, который теперь придется покрывать за счет поставок
с Ближнего Востока и из США, что приведет к росту затрат на логистику и, как
следствие, цен. По мнению господина Пуянне, на рынке формируется устойчивая
тенденция к высоким ценам на дизель, и новый запрет ЕС только усилит этот
тренд.
Ольга Семеновых