Дизель не заглохнет в Арктике. Российские НПЗ производят лучшее в мире топливо

Юлия Санатина

На Урал зима нынче, как водится, пришла неожиданно - в начале ноября температура опустилась ниже нуля, и владельцы автомобилей с дизельным двигателем начали задумываться: появилось ли на АЗС зимнее топливо? О том, почему порой возникает его дефицит, чем отличается сезонное дизтопливо (ДТ) от летнего и как обезопасить свою машину от заправки контрафактом, рассказал известный российский эксперт - доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Леонид Багдасаров.

Некоторые автомобилисты не спешат переходить на зимний дизель, если на улице около нуля. Это опасно для двигателя?

Леонид Багдасаров: Дизтопливо - это определенная фракция нефти, в составе которой есть так называемые нормальные алканы, в просторечии парафины, которые кристаллизуются уже при минус 5 градусах. А при минус 7 эти кристаллики не смогут прокачиваться через топливный фильтр - двигатель прямо на ходу станет терять мощность, а через какое-то время вообще заглохнет. Представляете, если это произойдет на трассе? Мне приходилось видеть, как водитель поджигает промасленную тряпку на палке и сует под машину, пытаясь нагреть топливный фильтр. Делать так точно не стоит. Во-первых, очень опасно: если там потеки топлива, то он рискует сжечь автомобиль. Во-вторых, если это и поможет, то ненадолго - топливо застынет снова.

При каких температурах не застывает сезонное топливо?

Леонид Багдасаров: Существует такой показатель, как предельная температура фильтруемости (ПТФ). Согласно техрегламенту Таможенного союза, в межсезонье ПТФ дизтоплива должна быть минус 15 градусов, зимой - минус 20, а для арктического ДТ - не выше минус 38. И наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производят ДТ, соответствующее сезону.

Рачительный хозяин парка дизельной техники должен заранее заказать на НПЗ необходимый объем сезонного топлива

Разница в стоимости зимнего и летнего ДТ существенная - 1-2 рубля с каждого литра. С чем это связано?

Леонид Багдасаров: Есть два способа производства зимнего ДТ, оба весьма дорогостоящие. Первый - использование депрессорных присадок, которые препятствуют кристаллизации парафинов. Они очень дорогие, к тому же поставляются в основном из Европы и США, поэтому сейчас с их ввозом возникли серьезные проблемы. Создавать в России собственные производства присадок наши нефтяные компании не видят смысла: на всю страну в год требуется всего около 12 тысяч тонн, проще импортировать. Второй вариант - изомеризация: фракции углеводородов переводят в состояние, при котором они не склонны к кристаллизации парафинов, и ПТФ резко снижается. Для этого требуется дорогостоящее оборудование, которое по карману только очень крупным производителям.

Что еще влияет на цену ДТ?

Леонид Багдасаров: В нее заложены акциз, налог на добычу полезных ископаемых, НДС, налог на прибыль и т. д. Так что, когда говорят о "жирующих" нефтяниках, мне всегда хочется возразить: именно ТЭК главным образом наполняет сегодня бюджет страны. К слову, в России и так весьма льготная цена на топливо. На днях коллега приехал из ОАЭ, так вот там дизтопливо стоит в пересчете на рубли 85, а бензин - 75 рублей. А ведь это нефтедобывающая страна!

 

Может ли НПЗ быстро переключиться с выпуска одного вида топлива на другой?

Леонид Багдасаров: Да, но заводу нужен понятный объем заказов. Скажем, Московский НПЗ, вся продукция которого расходится в столице и Московской области, зная прогноз погоды на ближайшие пару недель, может оперативно изготовить нужную партию изомеризованного ДТ с любой необходимой ПТФ. Но в глубинке спланировать эти процессы гораздо сложнее. Наибольшие объемы зимнего и арктического топлива потребляют ГОКи, компании ТЭК в Сибири, Якутии, на Ямале и в других холодных регионах. По идее, рачительный хозяин АЗС или компания, имеющая большой парк дизельной техники, должны к зиме заранее заказать на НПЗ необходимые им объемы сезонного топлива. Но для этого необходимы значительные затраты, а кредитные ресурсы сейчас в стране дорогие. Поэтому у нас зачастую, как только ударят морозы, возникает ажиотажный спрос на зимнее ДТ. Отсюда и его дефицит, и проблемы с ценой.

Если на АЗС нет зимнего дизеля, как выйти из ситуации? На форумах автомобилистов рекомендуют использовать антигель.

Леонид Багдасаров: Да, можно добавить в бак антигель, если ДТ еще не застыло. Для понимания: это та же депрессорная присадка в определенной концентрации - литра антигеля достаточно, чтобы 100 литров летнего ДТ привести в более-менее пригодное для использования при отрицательных температурах состояние. Однако это все же экстренная мера, если нет другого выхода. Когда вы с помощью антигеля сработаете все летнее топливо, лучше все-таки заправляться качественным сезонным ДТ известного производителя.

Увы, не на всех АЗС оно качественное. Как не нарваться на контрафакт?

Леонид Багдасаров: Просто не ездите на ненадежные заправки. Сейчас в стране повсюду, и не только в крупных городах, есть брендовые АЗС - "Лукойл", "Газпромнефть", "Роснефть", "Татнефть" и другие. Крупнейшие производители конкурируют между собой и гарантируют высокое качество нефтепродуктов: по данным Росстандарта, за последние 10 лет на брендовых АЗС не зафиксировано ни одного нарушения по качеству топлива.

Вообще российское дизтопливо сегодня лучшее в мире, на него колоссальный спрос на мировом рынке. Наши НПЗ научились делать и лучший бензин, и многие автомобильные масла у нас уже более высокого качества, чем у самых известных мировых производителей.

С чем связан такой прорыв в качестве нефтепродуктов?

Леонид Багдасаров: Их производят профессионалы на хорошем оборудовании. В последние годы на российских НПЗ построены установки гидрокрекинга, закуплено оборудование для изомеризации, о котором я уже говорил. Например, завод "Газпром нефти" в Омске снабжает весь российский Север изомеризованным арктическим дизтопливом. А продукцию НПЗ "Сургутнефтегаза" в Киришах Ленинградской области, несмотря на санкции, в огромных количествах закупает Финляндия. Кстати, качество изомеризованного топлива гораздо выше, чем произведенного с использованием присадок.

Конечно, я говорю о сертифицированной продукции. К сожалению, в РФ все еще существуют так называемые независимые нефтетрейдеры. Прикрываясь паспортом товара крупного производителя, они порой продают прямогонную дизельную фракцию, изготовленную на каком-нибудь мини-НПЗ. Но на "самоваре" качественное топливо не произведешь!

Есть шанс все же очистить рынок от таких недобросовестных игроков?

Леонид Багдасаров: Государство с ними активно борется, ведь это не только вопрос качества: они не платят налоги, а порой занимаются хищением нефти. Эффект есть: если в 2015 году из 40 миллионов тонн продаваемого топлива было около 9 миллионов тонн контрафакта, то в этом году, по нашей оценке, - не более трех миллионов из 48.

Комментарии