Юлия Санатина
На Урал зима нынче, как водится, пришла неожиданно - в начале ноября
температура опустилась ниже нуля, и владельцы автомобилей с дизельным
двигателем начали задумываться: появилось ли на АЗС зимнее топливо? О том,
почему порой возникает его дефицит, чем отличается сезонное дизтопливо (ДТ) от
летнего и как обезопасить свою машину от заправки контрафактом, рассказал
известный российский эксперт - доцент кафедры химии и технологии смазочных
материалов и химмотологии РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина Леонид
Багдасаров.
Некоторые автомобилисты не спешат
переходить на зимний дизель, если на улице около нуля. Это опасно для
двигателя?
Леонид Багдасаров: Дизтопливо - это определенная фракция нефти, в
составе которой есть так называемые нормальные алканы, в просторечии парафины,
которые кристаллизуются уже при минус 5 градусах. А при минус 7 эти кристаллики
не смогут прокачиваться через топливный фильтр - двигатель прямо на ходу станет
терять мощность, а через какое-то время вообще заглохнет. Представляете, если
это произойдет на трассе? Мне приходилось видеть, как водитель поджигает
промасленную тряпку на палке и сует под машину, пытаясь нагреть топливный
фильтр. Делать так точно не стоит. Во-первых, очень опасно: если там потеки
топлива, то он рискует сжечь автомобиль. Во-вторых, если это и поможет, то
ненадолго - топливо застынет снова.
При каких температурах не
застывает сезонное топливо?
Леонид Багдасаров: Существует такой показатель, как предельная
температура фильтруемости (ПТФ). Согласно техрегламенту Таможенного союза, в
межсезонье ПТФ дизтоплива должна быть минус 15 градусов, зимой - минус 20, а
для арктического ДТ - не выше минус 38. И наши нефтеперерабатывающие заводы
(НПЗ) производят ДТ, соответствующее сезону.
Рачительный хозяин парка
дизельной техники должен заранее заказать на НПЗ необходимый объем сезонного
топлива
Разница в стоимости зимнего и
летнего ДТ существенная - 1-2 рубля с каждого литра. С чем это связано?
Леонид Багдасаров: Есть два способа производства зимнего ДТ, оба
весьма дорогостоящие. Первый - использование депрессорных присадок, которые
препятствуют кристаллизации парафинов. Они очень дорогие, к тому же
поставляются в основном из Европы и США, поэтому сейчас с их ввозом возникли
серьезные проблемы. Создавать в России собственные производства присадок наши
нефтяные компании не видят смысла: на всю страну в год требуется всего около 12
тысяч тонн, проще импортировать. Второй вариант - изомеризация: фракции
углеводородов переводят в состояние, при котором они не склонны к
кристаллизации парафинов, и ПТФ резко снижается. Для этого требуется
дорогостоящее оборудование, которое по карману только очень крупным
производителям.
Что еще влияет на цену ДТ?
Леонид Багдасаров: В нее заложены акциз, налог на добычу полезных
ископаемых, НДС, налог на прибыль и т. д. Так что, когда говорят о
"жирующих" нефтяниках, мне всегда хочется возразить: именно ТЭК
главным образом наполняет сегодня бюджет страны. К слову, в России и так весьма
льготная цена на топливо. На днях коллега приехал из ОАЭ, так вот там
дизтопливо стоит в пересчете на рубли 85, а бензин - 75 рублей. А ведь это
нефтедобывающая страна!
Может ли НПЗ быстро переключиться
с выпуска одного вида топлива на другой?
Леонид Багдасаров: Да, но заводу нужен понятный объем заказов.
Скажем, Московский НПЗ, вся продукция которого расходится в столице и
Московской области, зная прогноз погоды на ближайшие пару недель, может
оперативно изготовить нужную партию изомеризованного ДТ с любой необходимой
ПТФ. Но в глубинке спланировать эти процессы гораздо сложнее. Наибольшие объемы
зимнего и арктического топлива потребляют ГОКи, компании ТЭК в Сибири, Якутии,
на Ямале и в других холодных регионах. По идее, рачительный хозяин АЗС или
компания, имеющая большой парк дизельной техники, должны к зиме заранее
заказать на НПЗ необходимые им объемы сезонного топлива. Но для этого
необходимы значительные затраты, а кредитные ресурсы сейчас в стране дорогие.
Поэтому у нас зачастую, как только ударят морозы, возникает ажиотажный спрос на
зимнее ДТ. Отсюда и его дефицит, и проблемы с ценой.
Если на АЗС нет зимнего дизеля,
как выйти из ситуации? На форумах автомобилистов рекомендуют использовать
антигель.
Леонид Багдасаров: Да, можно добавить в бак антигель, если ДТ еще
не застыло. Для понимания: это та же депрессорная присадка в определенной
концентрации - литра антигеля достаточно, чтобы 100 литров летнего ДТ привести
в более-менее пригодное для использования при отрицательных температурах
состояние. Однако это все же экстренная мера, если нет другого выхода. Когда вы
с помощью антигеля сработаете все летнее топливо, лучше все-таки заправляться
качественным сезонным ДТ известного производителя.
Увы, не на всех АЗС оно
качественное. Как не нарваться на контрафакт?
Леонид Багдасаров: Просто не ездите на ненадежные заправки. Сейчас
в стране повсюду, и не только в крупных городах, есть брендовые АЗС -
"Лукойл", "Газпромнефть", "Роснефть",
"Татнефть" и другие. Крупнейшие производители конкурируют между собой
и гарантируют высокое качество нефтепродуктов: по данным Росстандарта, за
последние 10 лет на брендовых АЗС не зафиксировано ни одного нарушения по
качеству топлива.
Вообще российское дизтопливо
сегодня лучшее в мире, на него колоссальный спрос на мировом рынке. Наши НПЗ
научились делать и лучший бензин, и многие автомобильные масла у нас уже более
высокого качества, чем у самых известных мировых производителей.
С чем связан такой прорыв в
качестве нефтепродуктов?
Леонид Багдасаров: Их производят профессионалы на хорошем оборудовании.
В последние годы на российских НПЗ построены установки гидрокрекинга, закуплено
оборудование для изомеризации, о котором я уже говорил. Например, завод
"Газпром нефти" в Омске снабжает весь российский Север
изомеризованным арктическим дизтопливом. А продукцию НПЗ
"Сургутнефтегаза" в Киришах Ленинградской области, несмотря на
санкции, в огромных количествах закупает Финляндия. Кстати, качество
изомеризованного топлива гораздо выше, чем произведенного с использованием
присадок.
Конечно, я говорю о сертифицированной
продукции. К сожалению, в РФ все еще существуют так называемые независимые
нефтетрейдеры. Прикрываясь паспортом товара крупного производителя, они порой
продают прямогонную дизельную фракцию, изготовленную на каком-нибудь мини-НПЗ.
Но на "самоваре" качественное топливо не произведешь!
Есть шанс все же очистить рынок
от таких недобросовестных игроков?
Леонид Багдасаров: Государство с ними активно борется, ведь это не
только вопрос качества: они не платят налоги, а порой занимаются хищением
нефти. Эффект есть: если в 2015 году из 40 миллионов тонн продаваемого топлива
было около 9 миллионов тонн контрафакта, то в этом году, по нашей оценке, - не
более трех миллионов из 48.