Российские компании готовятся к возможному снятию ограничений на
экспорт дизтоплива с 2026 года, формируя заявки на отгрузки. Стабилизация цен
на внутреннем рынке усиливает ожидания игроков относительно смягчения
ограничений. Но стоимость перевозки светлых нефтепродуктов из РФ растет в связи
с глобальным дефицитом танкеров.
Участники рынка ожидают снятия
ограничений на экспорт дизтоплива из РФ с 1 января 2026 года, некоторые
поставщики уже подали заявки на отгрузки январских объемов, говорится в обзоре
Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
С 1 октября и до конца года
правительство разрешило экспорт дизтоплива только НПЗ.
На этот же срок был продлен
запрет на поставки бензина за рубеж для всех участников рынка, включая
производителей. Меры принимались из-за рекордных биржевых котировок и нехватки
топлива в некоторых регионах. “Ъ” направил вопросы в Минэнерго.
Внутренние цены на летнее
дизтопливо снижаются шестую неделю подряд, а на зимнее — четвертую, отмечает
директор ЦЦИ Роман Соколов. По его словам, эти факторы сигнализируют о
стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Снятие ограничений позволит в
моменте нарастить экспорт нефтепродуктов, говорит он. Но, по словам аналитика,
решающим фактором станет конкуренция мировых цен с внутренними, что повлияет на
годовые объемы морских поставок.
Средняя арифметическая цена видов
дизтоплива примерно на 8% выше, чем оптовые котировки в июле, говорит Кирилл
Бахтин, руководитель центра по аналитике российских акций БКС. Он полагает, что
целевой уровень для отмены запрета на экспорт должен примерно соответствовать
котировкам в августе, то есть до начала внеплановых ремонтов на НПЗ. Власти,
вероятно, примут решение в зависимости от уровня цен в ближайшие недели,
считает аналитик.
Биржевая стоимость летнего
дизтоплива на Петербургской бирже по индексу европейской части России 26 ноября
снизилась на 0,5%, до 57,57 тыс. руб. за тонну, зимнего — на 0,71%, до 73,51
тыс. руб. за тонну. Межсезонное дизтопливо подорожало на 0,27%, до 55,23 тыс.
руб. за тонну.
Управляющий партнер трейдера
«Пролеум» Максим Дьяченко также считает снятие ограничений оправданным,
поскольку зимой внутренний рынок потребляет зимние сорта дизтоплива.
Объемы летнего топлива в такие
периоды можно и нужно экспортировать, отмечает он. Но, продолжает господин
Дьяченко, снятие ограничений для непроизводителей может толкнуть биржевые цены
в сторону роста. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов также
допускает снятие запрета на экспорт дизтоплива для непроизводителей в связи со
значительным профицитом производства летнего и межсезонного топлива.
По данным ЦЦИ, экспорт дизтоплива
и газойля из российских портов в первой половине ноября вырос на 4%, до 91 тыс.
в сутки, за счет поставок в Турцию и Западную Африку. Но, указывают аналитики,
показатель остался на 18% ниже прошлогоднего уровня из-за сложностей с
отгрузками из Новороссийска и Туапсе. Отгрузки нафты за 1–15 ноября сократились
на 10% месяц к месяцу, до 47 тыс. тонн в сутки. По данным S&P Global
Commodities at Sea, некоторые азиатские покупатели в ноябре начали сокращать
закупки этого сырья: поставки нафты из РФ в Индию, Китай и на Тайвань упали на
57–80% к октябрю.
В ЦЦИ между тем указывают на рост
стоимости перевозки светлых нефтепродуктов из РФ в связи с глобальным дефицитом
танкеров. Нехватка судов, особенно Handysize (30 тыс. тонн), сложилась в
Северо-Западной Европе и Средиземноморье из-за активного спроса и
перераспределения флота в другие регионы, поясняют аналитики. В этих условиях,
по данным ЦЦИ, ставки фрахта на транспортировку светлых нефтепродуктов из
России в зависимости от направления 17–23 ноября выросли на 9–20%. Так,
перевозки из Черного моря в Западную Африку подорожали на 16%, до $53 за тонну,
из Балтики в Средиземное море — на 20%, до $45 за тонну. Ставки фрахта в Турцию
выросли до $52 за тонну из Балтики и до $26 за тонну из Черного моря.
Ольга Семеновых