Дефицит под контролем: бизнес создает топливные резервы на предприятиях

Ситуация на рынке топлива этим летом обнажила уязвимые места в системе поставок по всей стране. Когда на заправках стали вводит ограничения по отпуску бензина «в одни руки», а цены поползли вверх, стало очевидно: проблема затрагивает не только рядовых автомобилистов, но и весь бизнес-сектор. В то время как одни рискуют столкнуться с убытками от простоя автопарков, другие учатся брать управление топливом под собственный контроль, формируя запасы внутри предприятий. От действий компаний сейчас напрямую зависит, как бизнес переживет это время. 

Карта топливных рисков

По данным мониторинга рыночной ситуации, проведенного экспертами «Финама», нехватка бензина наблюдается в более чем десяти субъектах РФ. В зоне наибольшего риска оказались регионы с высокой логистической нагрузкой и удаленностью от основных производственных мощностей:

- Дальний Восток (Приморский и Хабаровский края), где до 50% топлива поставляется по железной дороге из Сибири.

- Южные регионы (Крым, Ростовская область), столкнувшиеся с сезонным туристическим спросом.

- Центральная Россия (Рязанская, Нижегородская, Саратовская области), где возросло число внеплановых ремонтов на ключевых НПЗ страны.

Экономика кризиса: сколько стоит дефицит

В основе нынешнего кризиса, который наблюдается повсеместно, лежит классический дисбаланс спроса и предложения, но его масштабы очевиднее, чем когда-либо.

 Введенный правительством временный запрет на вывоз бензина, вопреки ожиданиям, не смог мгновенно насытить внутренний рынок, а лишь создал дополнительное давление на логистику.

Вывод из строя мощностей НПЗ в Рязани, Саратове и других регионах сократил объемы переработки, создав дефицит в размере до 17% от общего объема производства.

Цены мгновенно отреагировали. Например, портал «Московского комсомольца» приводит данные, что в Приморье за лето биржевые котировки на бензин АИ-95 взлетели на 30%, превысив отметку в 100 000 рублей за тонну. Этот ценовой скачок неизбежно отразится на кошельках конечных потребителей, спровоцировав рост цен на все товары, доставка которых происходит автомобильным транспортом.

Корпоративный ответ: от шока к стратегической устойчивости

Кризис наиболее болезненно ударил по малому и среднему бизнесу, чья деятельность напрямую зависит от транспорта: сельхозпроизводители во время уборочной, строительные компании, курьерские службы и муниципальные предприятия. Крупные игроки, напротив, демонстрируют стратегическую гибкость.

Пережив такую ситуацию однажды, компании начинают создавать собственный управляемый резерв. В Benza мы фиксируем значительный рост спроса на установку мобильных АЗС — это уже не точечная мера, а элемент новой корпоративной стратегии.

Яркий пример — решение Wildberries инвестировать в строительство собственной сети АЗС. Для внешнего наблюдателя это может показаться внезапным ходом, но для логистического гиганта, чья модель целиком зависит от бесперебойных поставок, это — взвешенная инвестиция в энергонезависимость. Собственные заправки на пути в логистические центры сведут на нет риски проблем с топливом и защитят операционную прибыль.

Топливный дисбаланс четко обозначил, что надеяться на стабильность внешней инфраструктуры нельзя. Бизнес, который хочет оставаться устойчивым, вынужден брать под контроль управление ресурсами, и — топливом — в первую очередь.

Компании будут все больше создавать внутренние запасы, устанавливая в своих автопарках мобильные АЗС. Такие небольшие заправки не требуют капитального строительства, возводятся за пару месяцев и позволяют работать напрямую с поставщиками топлива.

Стоит отметить, что топливный рынок — это достаточно подвижная система, которая не раз после потрясений приходила в норму. Как и любой кризис, этот пройдет, но останутся уроки на будущее. Те, кто их усвоил, окажутся в выигрышном положении, став более устойчивыми к любым будущим вызовам.

Михаил Колесников

Основатель Группы компаний «Benza»

Эксперт в сфере управления нефтепродуктами

 

Комментарии