Одно из главных условий бесперебойной работы двигателя внутреннего
сгорания — непрерывная подача топлива. За нее в конструкции автомобиля отвечает
небольшое и относительно несложное устройство — топливный насос
Бензонасос перекачивает топливо
из бака в двигатель и поддерживает необходимое для работы всей системы
давление. Как правило, он не требует регулярного обслуживания на ТО и при правильном
уходе способен прослужить не одну сотню тысяч километров. Поломка топливного
насоса обычно фатальна — ведь при полном выходе из строя автомобиль попросту не
заведется. Разбираемся, какие бензонасосы существуют и как понять, что с ним
что-то не так.
Что такое бензонасос
Бензонасос или топливный насос —
один из главных элементов топливной системы автомобиля с двигателем внутреннего
сгорания (ДВС). Он отмеряет необходимое количество топлива, будь то бензин или
дизель, и подает его под нужным давлением к карбюратору или форсункам. По типу
привода они делятся на две большие группы:
Механические — приводятся в движение механической энергией. Обычно
работают в паре с карбюраторными двигателями или устанавливаются в качестве
вспомогательных, например, на некоторых дизельных моделях.
Электрические — сегодня это самый распространенный вариант. Им
оснащаются все современные автомобили с инжекторными ДВС. Питает работу такого
насоса электромотор.
В зависимости от типа двигателя и
способа подготовки зажигательной смеси бензонасос выполняет следующие функции:
- перекачка топлива из бака к
силовому агрегату;
- нагнетание и поддержание
необходимого давления в топливопроводе;
- регулировка впрыска в
зависимости от нагрузок, скорости работы ДВС.
Где находится бензонасос
В теории бензонасос может
располагаться в любом месте топливопровода, но на практике распространены три
позиции: на самом двигателе (например, в карбюраторных ДВС), рядом с топливным
баком или внутри него (погружной).
Таким образом, искать бензонасос
нужно под капотом или в задней части автомобиля. В последнем случае иногда
добраться до модуля можно непосредственно из салона — специальный лючок,
закрывающий устройство, спрятан под задними пассажирскими сиденьями. Реже
доступ осуществляется через багажник или только после снятия бензобака.
Как работает бензонасос
Несмотря на то, что все
бензонасосы выполняют одну и ту же задачу (доставляют топливо в мотор), делают
они это по-разному. Например, с высоким или низким давлением, непосредственно в
форсунки или в камеру карбюратора. Различаются модули и строением, особенно
многообразны электрические устройства. Механические в этом плане — одни из
самых простых. Вот особенности каждого из них:
Механический бензонасос карбюратора
Предназначен для подачи топлива
из бака в поплавковую камеру карбюратора. Самый распространенный вариант —
диафрагменный. Приводится в действие от кулачкового эксцентрика распредвала
(иногда вала маслонасоса) и крепится сбоку двигателя. Плюсы такого механизма в
простоте и надежности конструкции. При необходимости топливо в камеру можно
подкачать вручную. Существенный минус механических бензонасосов в том, что они
не могут создать давление, которое необходимо для инжектора современных
автомобилей.
Электрический бензонасос инжектора
Электрический бензонасос, в
отличие от механического (который начинает прокачивать топливо при движении
распредвала), включается как только водитель поворачивает ключ зажигания. В
этот момент электроника, еще до начала прокручивания стартера, запускает работу
насоса и в системе нагнетается нужное давление.
Большинство электробензонасосов
современных авто — погружного типа, то есть устанавливается непосредственно в
топливный бак. У такого решения есть свое преимущество. Находясь в смеси
механизмы бензонасоса, нагревающиеся в момент работы, не только смазываются, но
и охлаждаются. И не надо бояться взрыва. Несмотря на то, что электрическое
устройство находится в потенциальной горючей среде, погружные насосы безопасны.
Дело в том, что топливном баке попросту нет такого количество воздуха, который
привел бы к воспламенению даже если возникнет искра на щетках моторчика.
Конструктивно электробензонасосы
состоят из двух частей — двигателя, работающего от сети 12В, и насосного
модуля. Первый, как правило, универсален, а вот строение второго отличается.
Сегодня существует несколько основных типов таких устройств:
- Мембранный. Устроен по аналогии с механическим модулем с той лишь
разницей, что привод у него электрический.
- Роторный. Бывают лопастными или роликовыми. Как следует из
названия, основной элемент такой системы — ротор, в пазах которого установлены
ролики или плоские лопасти. По мере вращения они захватывают топливо со стороны
всасывания и, проходя выпускное отверстие, выбрасывают смесь в систему.
- Шестеренчатый. В таком бензонасосе используются две
разноразмерные шестерни. Благодаря этому в момент вращения между ними образуется
камера, в которую сначала засасывается, а потом выталкивается топливо.
- Турбинный. В таком бензонасосе перекачка топлива происходит за
счет вращения крыльчатки (турбины) с большим количеством лопастей. В момент
работы лопасти создают завихрения, которые всасывают топливо дальше в систему.
Дизельные топливные насосы
В дизельных автомобилях, как
правило, устанавливаются сразу два топливных насоса. Первый отвечает за
подкачку топлива под низким давлением (ТННД) и может быть как механическим, так
и электрическим. Второй называется ТНВД, (топливный насос высокого давления),
он нагнетает топливо напрямую в ДВС. Главными рабочими элементами в этом случае
выступают плунжерные пары (поршень и гильза). Когда поршень двигается по гильзе
над ним нагнетается высокое давление, за счет чего происходит всасывание и
выталкивание топлива. В зависимости от того, как расположены и работают
плунжеры, выделяют три типа насосов:
- Рядный. Каждая насосная секция подает топливо определенный
цилиндр.
- V-образный. Плунжеры расположены в два ряда под углом от 75 до
120 градусов друг к другу.
- Распределительный. Одна плунжерная пара равномерно распределяет
топливо по всем цилиндрам.
Почему бензонасос не работает: признаки неисправности
Несмотря на то, что бензонасос
довольно износостойкий узел, его поломки все же случаются. На это влияет много
факторов — качество топлива, стиль езды, например, с пустым баком и пр. В
случае полного выхода из строя бензонасоса автомобиль просто не поедет, поэтому
важно вовремя заметить симптомы, указывающие на то, что в топливной системе
могут быть проблемы. Вот наиболее распространенные из них:
Трудный старт. Если топливный насос не перекачивает бензин из бака
в двигатель, то возникнут проблемы с запуском мотора. Машина будет с трудом
заводиться и работать из-за нехватки нужного давления и топлива в системе.
- Шум из топливного бака. Неисправный бензонасос может издавать
громкий свистящий звук. Нормальный рабочий шум для этого модуля — низкий гул.
Высокие тональности указывают на наличие проблемы.
- Двигатель глохнет, троит. На самом деле причин этой неисправности
может быть много, но поломка бензонасоса — одна из них. Из-за недостаточного
количества топлива обороты двигателя начинают плавать, а под капотом возникают
неприятные вибрации.
- Остановка автомобиля. Если двигатель не получает бензин от
насоса, вероятность того, что он заглохнет и не заведется — почти 100%. Но, как
правило, такая поломка не происходит спонтанно и ей предшествуют симптомы.
- Повышенная температура двигателя. Если топливный насос не подает
в двигатель необходимое количество топлива, силовой агрегат перегружается. Как
результат, водитель увидит растущую температуру двигателя на приборной панели.
- Нестабильная работа под нагрузкой. В случае экстремального
вождения или сильного перегруза, любая неисправность в топливном насосе не
замедлит о себе напомнить. Автомобиль будет плохо набирать скорость, ехать с
рывками или глохнуть — хотя, эти же признаки могут говорить и о других
проблемах.
Как продлить срок службы бензонасоса
Как правило, бензонасосы это
довольно прочная конструкция, но и они выходят из строя. Причин для этого много
— от дефектов самого модуля до некачественного топлива. Чтобы продлить срок
службы бензонасоса (или хотя бы попытаться это сделать), стоит придерживаться
нескольких несложных правил:
1. Не ездить с пустым баком
Частый недостаток бензина может
быть особенно вреден для топливного насоса и всей системы в целом. Поскольку
бензин частично отвечает за охлаждение насоса, лучше не опускаться ниже отметки
четверти бака.
2. Заправляться на проверенных АЗС
Качественное топливо — еще один
ключевой фактор исправной работы всей топливной системы и бензонасоса.
Старайтесь выбирать проверенные АЗС, а лучше заправляться всегда в одном и том
же месте.
3. Держать бензобак в чистоте
Попадание любых инородных
предметов — песка, грязи, пыли и особенно воды — губительно для топливопровода.
Чтобы быть уверенным, что бензобак чист от примесей и отложений, периодически
можно проводить его промывку.
4. Регулярно менять фильтры
Топливные фильтры меняют согласно
графику ТО. Если случился внеплановый ремонт одного из элементов топливной
системы — сопутствующая замена фильтров грубой и тонкой очистки будет не
лишней.
5. Следить за исправностью электрики
Поскольку большинство современных
бензонасосов работают от электромотора, то нарушение контакта или повышения
напряжения в сети может вывести узел из строя. Поэтому при любых подозрениях на
неисправность электропроводки, лучше обратиться в сервис.
Краткие тезисы
- Бензонасос — ключевой элемент топливной системы, отвечающий за
подачу топлива из бака в двигатель и поддержание необходимого давления.
- Типы бензонасосов: механические (для карбюраторных двигателей) и
электрические (для инжекторных двигателей).
- Механический бензонасос: работает от кулачкового эксцентрика
распредвала, прост в конструкции, но не подходит для современных инжекторных
систем.
- Электрический бензонасос: включается при повороте ключа
зажигания, чаще всего погружного типа (устанавливается в баке), обеспечивает
высокое давление для инжекторных систем.
- Типы электрических насосов: мембранные, роторные, шестеренчатые,
турбинные.
- Дизельные насосы: используют два насоса — ТННД (низкого давления)
и ТНВД (высокого давления), последний может быть рядным, V-образным или
распределительным.
- Признаки неисправности: трудный запуск двигателя, шум из бака,
плавающие обороты, остановка двигателя, перегрев, нестабильная работа под
нагрузкой.
- Советы по эксплуатации: избегать езды с пустым баком,
заправляться качественным топливом, следить за чистотой бака, своевременно
менять топливные фильтры, контролировать состояние электрики.
- Местоположение бензонасоса: в карбюраторных системах — на
двигателе, в инжекторных — в топливном баке или рядом с ним.
- Продление срока службы: регулярное обслуживание, использование
качественного топлива и фильтров, избегание перегрузок.
Алиса Маслова
Autonews: www.autonews.ru
Нет комментариев