Что означает новое повышение акцизов на топливо

За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста

Госдума 22 октября 2024 г. приняла в третьем чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, которые касаются, в том числе, топливных акцизов: согласно документу, акциз на бензин 5 класса с 2025 г. будет повышен на 14% (с 15048 до 17088 руб. за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10425 тыс. до 12120 тыс. руб. за тонну).




Рост акцизов будет играть на увеличение издержек нефтяников, которые в нынешнем году и без того понесли дополнительные издержки. Об этом косвенно свидетельствуют данные Росстата, согласно которым баланс прибылей и убытков нефтеперерабатывающих заводов по итогам первых семи месяцев 2024 г. снизился на 29,4% (до 1563 млрд руб.).

Чтобы в этой ситуации минимизировать риск роста цен, необходимо сокращать издержки нефтяников. Сюда, в частности, относится снижение ж/д тарифов.

По мнению аналитиков OPEN OIL MARKET, основной мерой по сдерживанию цен на топливо, может стать ликвидация существующей асимметрии в ж/д тарифах. Благодаря выравниванию ставок на перевозку угля и нефтепродуктов можно нивелировать последствия роста акцизов.

При этом выравнивание тарифов должно идти в пакете с рядом других мер, которые бы могли сдержать рост цен. В их числе — сохранение прежней базовой ставки налога на прибыль для НПЗ (с 2025 г. базовая ставка будет повышена с 20% до 25%) и повышение биржевых нормативов для производителей бензина и дизеля. Без этих мер топливный рынок может столкнуться с новым витком роста цен в начале следующего года.

Сергей Терешкин

Комментарии
Конфереция