За последние 10 лет акцизы на
топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост еще порядка 15%. Что
будет с ценами и как избежать роста
Госдума 22 октября 2024 г. приняла в третьем чтении пакет поправок в Налоговый кодекс, которые касаются, в том числе, топливных акцизов: согласно документу, акциз на бензин 5 класса с 2025 г. будет повышен на 14% (с 15048 до 17088 руб. за тонну), а на дизельное топливо — на 16% (с 10425 тыс. до 12120 тыс. руб. за тонну).
Рост акцизов будет играть на
увеличение издержек нефтяников, которые в нынешнем году и без того понесли
дополнительные издержки. Об этом косвенно свидетельствуют данные Росстата,
согласно которым баланс прибылей и убытков нефтеперерабатывающих заводов по
итогам первых семи месяцев 2024 г. снизился на 29,4% (до 1563 млрд руб.).
Чтобы в этой ситуации
минимизировать риск роста цен, необходимо сокращать издержки нефтяников. Сюда,
в частности, относится снижение ж/д тарифов.
По мнению аналитиков OPEN OIL
MARKET, основной мерой по сдерживанию цен на топливо, может стать ликвидация
существующей асимметрии в ж/д тарифах. Благодаря выравниванию ставок на
перевозку угля и нефтепродуктов можно нивелировать последствия роста акцизов.
При этом выравнивание тарифов
должно идти в пакете с рядом других мер, которые бы могли сдержать рост цен. В
их числе — сохранение прежней базовой ставки налога на прибыль для НПЗ (с 2025
г. базовая ставка будет повышена с 20% до 25%) и повышение биржевых нормативов
для производителей бензина и дизеля. Без этих мер топливный рынок может
столкнуться с новым витком роста цен в начале следующего года.
Сергей Терешкин