В октябре 2024 года цены на бензин и дизель на российских АЗС
продолжили расти, но темпы увеличения стоимости оказались относительно низкими.
Autonews.ru выяснил у экспертов, чего ждать от цен на горючее в ноябре
Согласно отчету Росстата, в
период с 15 по 21 октября 2024 года потребительские цены на автомобильные бензины
и дизель увеличились в 71 субъекте страны. Лишь в Тыве и на Алтае горючее
подешевело на 0,1%. Самое значительное подорожание зафиксировано в Коми — плюс
1,3%.
Опрошенные Autonews.ru эксперты
считают, что рост цен на заправках сохранится и в ноябре — для удешевления
бензина и дизеля нет предпосылок. Однако масштабы подорожания остаются
интригой.
Актуальные цены на бензин
В ходе мониторинга более чем 1700
АЗС, расположенных в 279 городах, выяснилось, что за период с 15 по 21 октября
бензин в среднем стал дороже на 10 коп. — он продавался по 58,97 руб. за литр.
Бензин марки АИ-92 поднялся в цене на 6 коп. — до 53,67 руб. за литр, АИ-95 —
на 7 коп., до 58,95 руб. за литр, а АИ-98 — сразу на 39 коп., до 79,98 руб. за
литр. Дизель стал стоить больше на 12 коп. и достиг уровня 67,21 руб. за литр.
В столицах уровень инфляции по бензину и дизелю составил 0,1%.
Особенно ощутимым стал рост
стоимости литра АИ-98. По состоянию на 24 октября цена на него в Пермском крае
превысила отметку в 80 руб., в Тверской обл. — 81 руб., в Костромской — 82
руб., в Смоленской — 83 руб., а в Рязанской — 85 руб.
По сравнению с показателями
декабря 2023 года бензин марки АИ-92 стал дороже на 6,8%, АИ-95 — на 7,3%,
АИ-98 — на 16,5%, а дизель — на 3,8%. При этом общая инфляция с начала года уже
достигла показателя 6,27%. Темпы подорожания горючего за последнюю неделю вновь
оказались ниже роста потребительских цен (они прибавили 0,2%).
Прогноз цен на бензин на ноябрь
Ведущий аналитик Фонда
национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового
университета при правительстве России, аналитик ФГ «Финам» Игорь Юшков пояснил
Autonews.ru, что бензин и дизель в ноябре продолжат дорожать, однако многое
будет зависеть от целевого показателя правительства.
«У нас не бывает снижения цен.
Это случается крайне редко и в крайне незначительных пропорциях. Может, на
недельку откатиться на несколько копеек. Но в целом цена постоянно растет», —
напомнил специалист, добавив, что главная причина подорожания кроется в самой
системе ценообразования на розничном рынке.
«Большая часть цены — около 80% —
это всевозможные налоги, сборы, акцизы, то, что уходит в бюджет. Стоимость
самой нефти и маржа компании там занимает небольшую часть», — пояснил в беседе
с Autonews.ru эксперт.
Вице-президент Национального
автомобильного союза Антон Шапарин также указал на то, что стоимость горючего
на российских АЗС не зависит от стоимости нефти: «Цены на нефть в мире
находятся на очень низких уровнях. И российские цены сейчас должны бы
находиться на очень низких уровнях, но сотый бензин стоит 84 руб. нынче, а 95-й
бензин стоит в разных регионах от 58 до 62 руб. И это, конечно, запредельные
цифры».
По мнению эксперта, в ситуацию
пора вмешаться антимонопольщикам: «Я подозреваю, что здесь уже необходимо
антимонопольщикам смотреть, с чего вдруг у нас такой резкий рост возник на фоне
падающей нефти и стабильного налогообложения».
АИ-98 — в своей лиге
Более высоким темпам подорожания
бензина марки АИ-98 нашлось объяснение. При росте цен на бирже более чем на 20%
на бензины АИ-92 и АИ-95, а также на дизель нефтяные компании не получают из
бюджета выплаты в рамках так называемого демпфирующего механизма, из-за чего
они сдерживают биржевые цены. По 98-му бензину таких ограничений нет.
По словам Юшкова, на сколько бы
ни подорожал такой бензин, его цена не влияет на то, получат ли нефтяники
средства из бюджета.
«Динамика 98-го бензина не такая,
как у других бензинов. Он более вольно и смело растет. Государство обращает на
это меньше внимания, потому что большая часть автомобилистов, особенно
социально незащищенных, использует 92-й и 95-й бензин. Социальная напряженность
от подорожания 98-го бензина гораздо меньше, чем при подорожании 92-го и
95-го», — уточнил собеседник.
Будет ли зимний дизель
По мнению Юшкова, опасаться
возможности дефицита зимнего дизеля в предстоящем ноябре россиянам не стоит. Но
в отдельно взятых регионах и населенных пунктах страны исключать проблем
нельзя.
«У нас производится много дизеля. Дефициты
периодически возникают не из-за того, что мы его произвести не можем в
достаточных объемах, а из-за того, что в отдельные районы в регионах не
успевают доставить нужный объем: какой-то катаклизм, переполнена железная
дорога и так далее. Это не проблема всей страны, это проблема отдельно взятого
района, региона, местности. В целом дефицита дизеля у нас в стране нет ни по
зимнему, ни по летнему», — конкретизировал специалист.
По словам собеседника, сейчас уже
происходит переход на зимний дизель в основных регионах: октябрь—ноябрь — это
переход на зимний дизель. Этот вид топлива, как правило, чуть дороже, и этот
фактор еще сыграет свою роль.
Главная интрига
В ноябре на стоимость топлива
наибольшее влияние будет оказывать соотношение показателя общей инфляции с
суммарным подорожанием бензина за текущий год. В этом, по мнению Юшкова, и
заключается основная интрига.
«В какие-то отдельные месяцы рост
стоимости топлива опережал инфляцию, где-то наоборот. Поэтому сейчас мы прямо
на грани идем. Правительство будет предпринимать особые усилия, чтобы уложиться
в тот неформальный целевой показатель своей работы, который перед ним поставил
президент давно — году в 2015–2016-м. Он неформальный, но он есть», —
конкретизировал эксперт.
Финансист предположил, что общий
уровень инфляции по итогам года застынет на уровне в 8–8,5%, хотя изначально
предполагалось, что он составит от 9 до 9,5%. «Если 9%, то мы укладываемся в
уровень инфляции», — заключил Юшков. «Я думаю, что в ноябре—декабре
правительство будет прилагать особые усилия, чтобы в оставшиеся два месяца цены
в рознице не росли, чтобы уложиться в уровень инфляции. Я бы сделал ставку на
то, чтобы какого-то существенного роста цен, особенно по дизелю, не было», —
добавил он.
Новый катализатор для роста
Эксперты напомнили, что в
перспективе автомоторное топливо в России начнет дорожать ускоренными темпами в
связи с недавно принятыми Госдумой в третьем чтении поправками в Налоговый
кодекс.
Пакет поправок был окончательно
одобрен 22 октября 2024 года. В соответствии с документом акциз на бензин 5-го
класса с 2025 году будет повышен на 14% (с 15 048 до 17 088 руб. за тонну), а
на дизельное топливо — на 16% (с 10 425 тыс. до 12 120 тыс. руб. за тонну).
Увеличение акцизов приведет к росту издержек нефтяников. В связи с этим может
потребоваться дополнительное повышение биржевых нормативов для производителей
бензина и дизеля. В противном случае, по мнению Сергея Терешкина, основателя и
главы маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market, топливный рынок
может столкнуться с новым витком роста цен в начале следующего года.
«И еще важная вещь: повышение
акциза на 14–16% — оно еще не произошло. Это будет еще одно повышение акциза,
которое приведет к росту цен на топливо приблизительно на 5%», — предположил
Шапарин.
Напомним, что суммарно бензин в
России за последние десять лет вырос в цене практически вдвое: в 2014 году литр
горючего можно было приобрести в среднем за 32 руб.