Конфереция

Чиновники России предлагают штрафовать НПЗ и АЗС за продажу некачественного топлива

В первую очередь административные штрафы предполагается применять за несоответствующее качество топлива. Президент РФ Владимир Путин заявил в конце апреля, что поручит Генпрокуратуре совместно с заинтересованными ведомствами разобраться с качеством бензина и другого автомобильного топлива. По мнению чиновников, основные претензии приходятся на АЗС.
Это касается и прошлого года и квартала текущего года...

На самом деле...

29 апреля на совещании с членами правительства в Ново-Огарево, Владимир Путин обратил внимание на проблему качества топлива. «Это же хищение на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено и так далее. Но это же просто обман потребителя на самом деле», - подчеркнул глава государства, поинтересовавшись у главы Минпромторга привлечены ли к ответственности виновные за такие нарушения.
«Я попрошу Генеральную прокуратуру, чтобы она вместе с вами (Минпромторгом), вместе с другими заинтересованными ведомствами, структурами проанализировала ситуацию в этой сфере, и чтобы вы все вместе сделали соответствующие предложения», - добавил президент. Основные претензии по качеству топлива относятся к АЗС, а не к заводам или нефтебазам, в свою очередь сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Меньше всего претензий к нефтеперерабатывающим заводам - они проводят полномасштабную модернизацию и в рамках четырехсторонних соглашений работа здесь ведется плановая», - сообщил министр, «Основные претензии как раз приходятся на автозаправочные станции - это касается и прошлого года и квартала текущего года», - добавил он. «Проводятся регулярные плановые проверки, причем не только на автозаправочных станциях, это касается и нефтеперерабатывающих заводов, и нефтебаз, - сообщил министр. - В прошлом году было проведено проверок по одной тысяче объектов, по 300 выданы предписания, предусматривающие административные штрафы».

Глава Минпромторга также отметил, что с учетом ужесточения требований «количество нарушений стало меньше». По его словам, из 120 проверенных АЗС по нарушения есть по двадцати. Минпромторг предлагает штрафовать нефтезаводы и АЗС за продажу некачественного топлива, указал Мантуров. АЗС удовлетворила претензии Бензин, загрязненный побочными продуктами, при перевозке, может стать серьезной проблемой для автомобилиста. С этим в начале года столкнулись несколько десятков челябинцев, заправившихся на АЗС Salavat. Сейчас компания выходит из сложившейся ситуации, активно работая с потерпевшими.
Правильные действия со стороны потребителя вызвали адекватную ре¬акцию поставщика, выступившего хоть и косвенным, но все же виновником. Речь идет о челябинских автомобилистах, пострадавших от некачественного топлива. Сразу несколько независимых и незнакомых друг с другом людей, заправившись после Нового года на АЗС Salavat, столкнулись с поломкой автомобиля.

Масштаб последствий, как и потраченная на ремонт сумма, у пострадавших значительно разнится. Но суть одна: после заливки топлива автомобиль начинал вести себя странно, а вскоре вообще отказывался заводиться, обиженно «шипя» на владельца двигателем и требуя срочной поездки в сервис. Первый тревожный звоночек поступил от одного из экспертов-комментаторов, автогонщика и руководителя школы водительского мастерства Ярослава Федорова. «На «Салавате» я заправляюсь с октября, и никогда никаких проблем не было, но вот после нового года двигатель «затроил», вылезла ошибка check eng ne, и диагностика показала, что есть ошибки по зажиганию.
О плохом бензине я даже и не подумал. Первая мысль: проблемы со свечами или что- то с электрикой, - заявил Ярослав. - Когда начал заниматься проблемой усиленно, диагностика показала, что во втором цилиндре низкая компрессия.

Пришлось разбирать двигатель. Вот тут-то и выяснилось, что загнуло выпускной клапан из-за большого количества смолы на нем. Стало понятно, что дело в топливе. Ремонт в итоге обошелся в сумму около 52 тыс. руб.». Спустя пару дней в редакцию сайта Autochel.ru обратился еще один челябинец, столкнувшийся с аналогичной проблемой. Геннадий регулярно заправлялся на АЗС Salavat по пути на работу. Так было и утром 16 января. Что-то странное начало происходить уже по пути от заправочной станции до работы - автомобилист всегда подмечает незнакомые шумы из нутра своей машины. Тем же днем Lada Pr ora Геннадия отправилась на эвакуаторе в автосервис.

«В обеденный перерыв я вышел к своему автомобилю и попытался его завести. Сперва это сделать удалось, но почти сразу машина заглохла и больше не запускалась. На эвакуаторе довез ее до официального дилера. Специалисты сервисного центра осмотрели машину, подключили систему с другим бензином, и автомобиль сразу завелся, - рассказывает владелец Lada Pr ora Геннадий. - При этом в сервисе сказали, что я уже седьмой человек, приехавший с подобной проблемой после заправки на Salavat. Вместе с расходами на эвакуацию мне это все обошлось в 7 тыс. рублей». После этого стали появляться новые жалобы на бензин.

И в каждой речь шла именно о заправках сети Salavat. В конце концов, с помощью социальных сетей многие пострадавшие объединились в группу и массово начали подавать претензии к АЗС. По букве закона помог все сделать юрист Денис Пайвин. Он разъяснил потерпевшим, каким образом направить претензию и чем ее подкрепить, а также рассказал порядок подачи заявления в прокуратуру для дальнейшего разбирательства. Последнее следует предпринимать в случае отказа АЗС от удовлетворения претензии. Однако, судя по всему, «отмахиваться» от проблемы компания не намерена. Уже известны несколько случаев положи-тельного для пострадавших автомобилистов исхода дела.
Так, в феврале Ярослав Федоров отвез на заправку претензию, приложив к ней акты ремонта и чеки с заправки. Уже на следующий день представители АЗС связались с гонщиком «Улетаю на гонку в хорошем на¬строении - позвонили представители АЗС Salavat и сообщили о положи¬тельном рассмотрении моей претензии, - написал автогонщик на своей странице в социальной сети. - Компания заняла весьма адекватную позицию и рассматривает все обращения. Правда, оказалось, что ситуацией пользуются даже те, кто не пострадал в этой истории - желание некоторых обогатиться под шумок очень огорчает». Удовлетворена была и претензия владельца Lada Pr ora Геннадия.

Сейчас АЗС Salavat действительно разбирается во всех поступивших жалобах. Кроме того, журналистам Salavat дала официальный комментарий и объяснение сложившейся ситуации. «В связи с нехваткой бензовозов мы вынуждены были обратиться к услугам сторонних поставщиков, - сообщил заместитель директора по общим вопросам группы компаний «Жемчужина-С» (к которым принадлежит и сеть АЗС Salavat) Виталис Григе. - И, по всей видимости, эти поставщики, пред тем как привезти нам бензин, возили что-то непонятное. Сейчас в лаборатории выясняем, что это такое. На данный момент мы вычистили все резервуары, в которые эта грязь попала, а испорченное топливо утилизировали. Активно ведется работа по рассмотрению претензий клиентов, попавших в эту неприятную ситуацию. С ними ведутся переговоры, автомобилисты несут документы и чеки, подтверждающие, что они заправлялись именно у нас. Все претензии обрабатываются. На сегодняшний день большинству клиентов уже одобрены выплаты». Что это было? Гель непонятного происхождения, который портит топливные системы автомобилей жителей Иркутска, предположительно образуется при смешении заводского бензина и бензина, содержащего октаноповышающие присадки. При несовпадении температур двух видов топлива выпадает осадок, который и представляет собой желеобразную субстанцию.
Такие предположения 26 марта на круглом столе «Гель в бензине, автомобильная эпидемия» высказал директор компании «Крайснефть» Андрей Минин. Он также отметил, что проблема возникла только у машин, за¬правляющихся 95-м бензином. «Мы прикладываем массу усилий, чтобы понять, как образуется гель. Но то, что этот процесс происходит в то-пливном баке автомобиле, мы уверены наверняка. После этого жидкость осе¬дает на стенках и хранится в баке, и как только автомобиль заправляют новой партией бензина, гель отстает от стенок и забивает фильтр», - говорит Андрей Минин. Примечательно, что «гелевая эпидемия» захлестнула только Иркутск и близлежащие территории. Возможной причиной этого специалисты посчитали небольшие партии некачественного топлива, которые попадают на рынок. Зачастую, иркутяне, стремясь сэконо¬мить, сами смешивают некачественный бензин с заводским.
Специалисты рекомендуют до тех пор, пока не будет известна причина появления геля, заправлять автомобиль только у проверенного оператора. Сейчас несколько крупных автосервисов города проводят сбор геля, чтобы направить его на экспертизу. Напомним, «гелевая эпидемия» началась с октября 2014 г., число по¬страдавших с каждым днем растет. Под видом «дизеля» Владельцы автомобилей с дизельным двигателем оказались в зоне риска. В Нижегородской области на независимых АЗС под видом дизельного топлива продавали дешевое судовое маловязкое топливо. Это стало известно по итогам совместной проверки, проведенной сотрудниками правительства области и специалистами «ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт». В письме председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву губернатор Валерий

Шанцев попросил принять меры. В письме премьер-министру (копия есть в распоряжении САЗС) Валерий Шанцев отметил, что «действия недобросовестных продавцов негативно влияют на экономику регионов... По предварительным оценкам, только по Нижегородской области недополучено акцизов в размере бо¬лее 900 млн руб.». Кроме того, использование судового топлива вместо дизеля ухудшает экологию и становится причиной выхода из строя транспортных средств. «Наиболее частые негативные по¬следствия использования фальсификата - повышенный износ двигателя, порча фильтров и выход из строя лямбда-зондов, поломка выхлопной системы, прогорание клапанов, поршней», - пояснил автомобильный эксперт. Судовое маловязкое топливо (СМТ, ТСМ, флотский соляр) - топливо, предназначенное для использования в судовых высоко- и среднеоборотных дизелях, а также на газотурбинных установках.
Изготавливается из дизельных фракций с добавлением легких газойлей вторичных процессов. В отличие от дизельного топлива, имеет более низкое цетановое число и более высокое содержание серы. В правительстве Нижегородской области уточнили, что анализ рынка нефтепродуктов проводился в течение августа-декабря 2014 г..

По итогам анализа были выявлены недобросовестные продавцы. Однако на вопрос «На каких АЗС выявлены нарушения?» в правительстве не ответили. В пресс-службе «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» подтвердили, что их специалисты участвовали в проведении проверки, и поддержали обращение главы региона на федеральный уровень.
Продажа фальсификата на несетевых АЗС - распространенная практика. Предложения от поставщиков судового топлива владельцам независимых заправок поступают регулярно. «Такое топливо предлагается по 31,5 тыс. рублей за тонну, в то время как стоимость тонны дизельного топлива составляет порядка 37-38 тысяч, - сообщила изданию директор Нижегородской топливной ассоциации Татьяна Ингликова и добавила: «Мы такое топливо не берем». Два года на¬зад депутаты Заксобарния и эксперты отправились с проверками на автоза¬правки. Взяли пробы бензина на че¬тырех АЗС Нижнего Новгорода и пообещали отправить их на экспертизу. К сожалению, об итогах исследования журналистам не сообщили. В прошлом году в Нижний Новгород приезжали представители общественной организации «Гражданский контроль качества топлива».
По сигналу одного из автомобилистов они отправились на частную АЗС, расположенную в гаражном массиве на Бурнаковке. В пробе взятого здесь бензина содержание серы превышало норму почти в 170 (!!!) раз - 8327 мг/ кг вместо положенных 50 мг/кг. При этом само топливо было разбавлено. Это российский антирекорд. Тем не менее, даже такое топливо пользуется спросом. «Здесь топливо самое дешевое.

Я сам на себя работаю, поэтому вынужден экономить на всем, - объясняет водитель грузовика Василий, лет 50-ти.
- Если бы я был наемный... да хоть по 50 рублей! Но я же сам на себя работаю. Деньги-то мои». Что же касается ответа на письмо Валерия Шанцева, то в Минэнерго предложили ввести акцизы на судовое топливо - на уровне акциза на дизельное топливо 4-го класса. Как говорится в апрельском письме зам¬министра энергетики Кирилла Молодцова (копия есть в редакции САЗС) на имя Валерия Шанцева, эта инициатива среди прочих направлена заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу.
«Предложение будет рассмотрено Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы в рамках подготовки к рассмотрению соответствующего проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ», - добавили в правительстве региона

Современная АЗС, май 2015
Комментарии