Конфереция

Черный рынок нефтепродуктов переведут в легальное поле

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области протестируют  пилотный проект системы прослеживаемости в сфере реализации нефтепродуктов.  Такое решение принято на Межведомственной отраслевой рабочей группе по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности при Государственной комиссии под руководством Алексея  Абрамова  -  руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 

Проведение пилотного проекта поддержано на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ленинградской области и одобрено Росстандартом. Позднее система заработает на территории всей страны.  Чем вызвана необходимость столь пристального контроля  движения топлива, сколько времени и, что немаловажно, денег уйдет на ЕГАИС, -   изданию «Конкуренция и рынок» рассказал вице-президент Петербургской топливной компании Андрей Михеев.

Теневой бизнес

Беспардонные хищения из трубопроводов, продажа суррогатных нефтепродуктов под видом Евро 5, демпинг цен на качественное топливо, добытое нелегальным путем – эти проблемы  уже давно стоят перед крупными игроками нефтяного рынка. Ежегодно в России в обход закона реализуется порядка 10 миллионов тонн топлива, что не только наносит существенный ущерб добросовестным компаниям, но и бьет по государственному бюджету.

Сколько таких поставщиков  неизвестно. Будучи частью физического мира, эти компании не существуют для госорганов. И пока легальная часть рынка испытывает серьезное давление со стороны всех контролирующих инстанций, нелегальная  часть вообще не подвергается  проверкам, не соблюдает требования безопасности и прочие нюансы, которые сказываются на цене каждого литра бензина.

Основная доля нарушений происходит среди юридических лиц. В стремлении сэкономить некоторые транспортные предприятия становятся клиентами нелегальных поставщиков, приобретая контрафактную продукцию или фальсификат.

Долгое время государство, будто, закрывало глаза на теневой рынок. Но ситуация начала меняться.  Власть, Росстандарт, бизнес-сообщество прорабатывают вопрос, как сделать экономически не оправданными  манипуляции с контрафактом. При этом цели вытеснить с рынка какие-либо компании грядущие изменения не преследуют.

«Не надо бегать за всеми и выводить на чистую воду. Ничего эффективного в этом нет. Надо просто изменить правила игры и те участники рынка, которые сейчас работают в серой зоне, будут и дальше работать, только легально, на других  условиях и принципах», - объясняет Андрей Михеев.

Все как на ладони

Система контроля, которую предлагается  ввести на рынке нефтепродуктов, простая и понятная. Аналогичная опция уже работает на рынке реализации алкоголя, меха, табака и имя ей – ЕГАИС.
Необходимость внедрения системы, позволяющей контролировать движение топлива,  назрела очень давно. Известно немало  случаев хищения качественного топлива из трубопроводов крупных компаний, так называемые врезки, которые небезопасны с точки зрения экологии и ставят под угрозу надежность работы нефтепроводного транспорта. По мнению авторов проекта, ЕГАИС  решит две основные проблемы: обеспечит контроль качества нефтепродуктов и прослеживаемость движения топлива.

Андрей Михеев: «На нашем рынке требуются квалифицированные испытания, чтобы идентифицировать продукт, и не всегда этими испытаниями можно определить  происхождение топлива. То есть, проведя анализ нефтепродукта на качество, нельзя сказать, были ли уплачены все налоги, и если не были, то в чьих карманах они осели».

Поскольку бизнес криминальный, нелегалы  не могут гарантировать покупателю бесперебойные  поставки топлива, поэтому наряду с контрафактом закупается обычный бензин. Так формируется серый рынок с устойчивым спросом на суррогаты и похищенные нефтепродукты.   Работая в обход государственной казны, эти поставщики получают ряд преимуществ перед добросовестными  компаниями.  В неравных условиях игроки белого рынка и потребители на легальных АЗС  несут  убытки.   

Уповать на совесть или придумывать репрессивные  меры – толку мало, - считает Андрей Михеев.  Нужно сделать бизнес неприбыльным, когда сбыть похищенный нефтепродукт будет некуда.

Система прослеживаемости  предполагает, что каждый участник топливного рынка будет состоять в некоем реестре.  По замыслу, ответственность за происхождение и качество нефтепродуктов будет передаваться по технологической цепочке. К примеру, перевозчик  должен следить, у кого получен нефтепродукт  и кому он его везет, состоят ли получатель и отправитель груза в этом реестре. Отметки о наливе и сливе топлива стороны обязаны будут отразить в системе прослеживаемости. И пока этого не произойдет,  на перевозчике будет стоять ограничение, не позволяющее  получить следующую партию топлива. Информация об отправке и получении груза будет доступна в режиме реального времени. Такая система преградит доступ нелегалам и, следовательно,   объем хищений резко сократятся.

«Когда будет какой-то баланс, можно будет проследить,  сколько пришло нефтепродуктов  в область. Тогда же появится вторая цифра – сколько поглощено легальными объектами. Если баланс не будет сходиться – можно будет сделать соответствующие выводы. Еще важный момент, что из общей цифры информация превратится в конкретные компании, имена и фамилии».

Введение системы не грозит рядовым автовладельцам  финансовой нагрузкой в виде повышения стоимости топлива. По крайней мере, авторы проекта против таких мер. Предполагается, что расходы на реализацию системы и ее эксплуатацию будут минимальными и если система будет создана в том ключе, как предлагает бизнес, в место удорожания мы получим уменьшение стоимости топлива на легальных автозаправочных станциях, за счет увеличения объемов реализации.

***
Все неблагоприятные явления, отмеченные на топливном рынке, в полной мере присутствуют в Ленобласти. Совещание на данную  тему прошло в Правительстве в конце сентября. На днях инициативу одобрили и городские власти. Авторы идеи отмечают: на реализацию пилотного проекта денег не понадобится.

Андрей Михеев:  «Пилотным проектом мы отработаем механизм  взаимодействия с конечными потребителями. Он нужен для того, чтобы ответить на вопрос, все ли нюансы учтены для введения системы на федеральном уровне».

Результат  пилотного проекта будет отображен в экспертном  заключении, которое ляжет  в основу отчета на Межведомственной отраслевой рабочей группе по противодействию незаконному обороту продукции нефтяной промышленности и ускорит внедрение системы прослеживаемости на уровне Российской Федерации.

Саша Колесникова

Источник

Комментарии