Евгений Перельчук
Ожидалось, что подорожание литра топлива не превысит 30 копеек, —
вместо этого бензин вырос на рубль. Разница с материком остается ощутимой — до
7 рублей за литр. Проблемы с топливом на полуострове продолжаются уже много лет
Власти Крыма обещали сдержать
рост цен на топливо — однако бензин продолжает дорожать. По данным Росстата,
средняя стоимость бензина в России на 7 июля была на уровне 60,5 рубля за литр.
АИ-92 стоит чуть больше 57 рублей за литр, АИ-95 — почти 62,5. А 98-й бензин
стоит 84,5 рубля за литр. Крымские же цены по всем видам бензина выше на 5-7
рублей.
В конце июня министр топлива
правительства Крыма Владимир Воронкин заявил, что жителям надо приготовиться, —
топливо будет дорожать, но максимум на 30 копеек. Однако за неполный месяц литр
АИ-95 вырос почти на рубль. Это уже восьмое подорожание топлива на полуострове
с начала года. Хотя обещания все последние годы были другие, говорит крымский журналист, общественный
деятель Александр Горный:
«До открытия Крымского моста нас убеждали, что
надо чуть-чуть потерпеть и цены не только на топливо, но и на продукты питания,
на строительные материалы, пойдут вниз. Но происходит открытие Крымского моста,
автомобильной части, и ничего не происходит. Нам говорят, что нужно потерпеть
до открытия железнодорожной части Крымского моста. И вот открывается Крымский
мост, железнодорожная его часть, и опять мы не наблюдаем никакого снижения цен
по сравнению с ценами на материке. В одном из своих недавних путешествий по
Южному федеральному округу я обратил внимание, что цены на топливо в среднем
там ниже, чем в Крыму, на 7-8 рублей. Я сравнивал по 95-му бензину. Если в
Крыму стоимость топлива несколько недель назад, когда я ездил, составляла 67-68
рублей, то на материке 59-61 рубль за литр 95-го бензина. И объяснить это
какими-то исключительно логистическими затратами просто мы не можем. И, что
касается качества топлива, я отмечал, что топливо на материке гораздо
качественнее, чем-то, которое я заливаю здесь, в Крыму».
Еще 11 июля председатель
крымского правительства Юрий Гоцанюк говорил, что власти принимают меры по
«стабилизации ситуации на топливном рынке полуострова». В качестве ориентира он
назвал цены на АЗС города Темрюк в Краснодарском крае и заявил, что на крымских
заправках стоимость литра топлива может быть выше на 1,5 рубля, не больше.
Спустя неделю стоимость крымского АИ-95 выросла на 30 копеек, АИ-92 — на 10
копеек, дизельного топлива — на 20 копеек. Разница с Темрюком в итоге составила
несколько рублей.
В Крыму нет крупных федеральных
сетей АЗС: «Роснефти», «Лукойла» или «Газпром нефти». На полуострове работают
местные сети вроде TES или АТАН. Ситуация с заправками здесь примерно такая же,
как с мобильными операторами или банками, — на полуостров заходят неохотно, в
том числе опасаясь санкций. Но это все-таки не главный фактор, считает зампредседателя наблюдательного совета
ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
—
Крымская ситуация не такая особенная, как они часто пытаются себе представить.
У нас примерно такая же ситуация на Дальнем Востоке. Но только если Дальний
Восток у нас все-таки больше — это глобальные расстояния от центров
нефтепереработки, то в Крыму, кроме просто расстояния, еще возникают постоянные
проблемы то с работающими, неработающими паромами и в целом с ситуацией с
безопасностью. Хотя там достаточно крупные игроки имеются, и независимые
игроки, которые, в принципе, обеспечивают доступность топлива.
— Насколько значимо тогда влияние
того факта, что крупные игроки по-прежнему в Крым не заходят из-за того, что
опасаются санкций?
—
Рассчитывать на нефтяные компании как на единственных гарантов конкуренции не
совсем корректно. Все-таки есть независимые участники, которые вполне
обеспечивают конкуренцию друг между другом. Есть крупные сетки, есть малые
сетки, все они обеспечиваются достаточно. Я думаю, здесь все-таки больший упор
нужно сделать, в отличие от железной дороги, на развитие водного транспорта,
тем самым обеспечить более дешевый и более оперативный подвоз топлива в Крым.
Крымские власти говорят о том,
что корректировать цены на топливо будут путем переговоров с местными
нефтетрейдерами. Получается, видимо, пока не очень. В рейтингах регионов по
доступности топлива для местных жителей Крым традиционно занимает последние
места вместе с Дагестаном, Чечней и Ингушетией. А по дороговизне топлива, опять
же традиционно, стоит на верхушке рейтинга, вместе с дальневосточными
регионами: Якутией, Камчатским краем и Магаданской областью.