В начале августа 2025 года в России второй раз подряд обновлён
исторический максимум биржевых цен на бензин. На оптовом рынке он теперь стоит
столько, сколько ещё никогда не стоил. Рост цен идёт практически без остановок:
только за первую неделю месяца литр АИ-95 на Санкт-Петербургской международной
товарно-сырьевой бирже подорожал на 2,5 рубля, до 59,5, а АИ-92 прибавил 1,7
рубля, до 50,38. За этими цифрами — понимание крайне сложной ситуации в
отрасли.
Эта волна роста — не внезапный
всплеск, а результат затяжного давления, накапливавшегося месяцами. Рынок
столкнулся с комбинацией внутренних и внешних факторов: колебаниями цен на
нефть, ограничениями экспорта, ремонтом сразу нескольких крупных НПЗ, падением
предложения топлива на внутреннем рынке, логистическими сбоями, инфляцией и
попытками ручного регулирования со стороны государства. Все они в сумме
спровоцировали ситуацию, при которой розничные сети испытывают дефицит,
логистические компании поднимают тарифы, а простые автомобилисты готовятся к
очередному витку роста цен на всё, что возится по дорогам.
Осенью 2024 года проблемы только
начинались: на фоне нестабильного курса рубля и выхода из-под контроля цен на
мировом рынке российские трейдеры начали фиксировать первые признаки роста.
Тогда казалось, что ситуация находится под контролем. Однако уже в январе
2025-го стало понятно: внутренний рынок топлива трещит по швам. Государство
пыталось решить проблему в духе прежних лет — вводом временных ограничений на
экспорт, увеличением субсидий нефтяникам, давлением на переработчиков. Но меры
срабатывали только частично и временно.
К весне 2025 года в ряде регионов
фиксировались перебои с поставками дизельного топлива. Частные сети жаловались
на задержки при отгрузках, а малые АЗС — на то, что цены от поставщиков
пересматриваются чуть ли не ежедневно.
В июне стало известно, что один
из крупнейших перерабатывающих заводов в Поволжье уходит на плановый ремонт.
Это резко сократило объём топлива, доступного для внутреннего рынка. В июле
аналогичные действия предприняли ещё два крупных НПЗ в европейской части страны.
Как отмечали эксперты в интервью «Фонтанке», такого масштабного одновременного
сокращения переработки не было с 2020 года, когда эпидемия COVID-19 обрушила
спрос и нефтяники массово снижали обороты.
К концу июля биржевые цены пошли
вразнос. И хотя часть аналитиков указывали, что подобное уже случалось в
2021–2022 годах, в этот раз ситуация осложняется геополитической обстановкой,
санкционным давлением и снижением эффективности госрегулирования.
Нефтяники, находясь под ударом
внешнего давления, не готовы нести дополнительные издержки внутри страны.
Многие из них начали продавать топливо по остаточному принципу — сначала
экспорт, потом, если останется, — внутренняя отгрузка. Тем временем
правительство, опасаясь резкого скачка цен на АЗС, усилило субсидии и
компенсирующие выплаты, но бюджетное пространство для таких решений постепенно
сужается.
Розничные цены пока не выросли в
той же пропорции, что биржевые, благодаря действующим механизмам компенсаций.
Но если тенденция сохранится, даже крупные федеральные АЗС будут вынуждены
переписать ценники. По словам экспертов, при нынешней динамике оптовой цены в
59 рублей за литр, розничный АИ-95 должен стоить не менее 65–70 рублей за литр.
Пока такие цифры можно встретить только на самых «дорогих» заправках, но и в крупных
городах разница уже чувствуется: средняя цена в Петербурге вплотную
приблизилась к 63 рублям за литр АИ-95 против 57 в начале года.
Попытки стабилизировать рынок
продолжаются. В конце июля власти вновь заговорили о возможности полного
запрета экспорта бензина. Это решение уже применялось в 2023 году, но, как
показала практика, эффект был краткосрочным: нефтяники просто снижали загрузку
НПЗ, чтобы не накапливать неликвидный продукт. В этот раз обсуждается более
жёсткий сценарий: обязать переработчиков отгружать минимальные объёмы на
внутренний рынок под контролем Минэнерго. Но для этого нужно менять нормативную
базу, а главное — компенсировать компаниям выпадающую прибыль. В условиях
дефицитного бюджета это решение может оказаться слишком дорогим.
На этом фоне растут и
политические риски. Как отмечают некоторые эксперты, рост цен на бензин — один
из самых чувствительных факторов для массового недовольства. Он напрямую влияет
на уровень жизни всех: от расходов граждан до инфляции и темпов роста экономики.
В регионах, где доходы населения ниже средних, подорожание топлива
автоматически означает подорожание еды, медикаментов и бытовых услуг. Для
местных властей это становится проблемой номер один, особенно в преддверии
осеннего сезона, когда начинается активная подготовка к зиме.
Таким образом, текущий топливный
кризис — не просто ценовой всплеск, а лакмусовая бумажка всей экономической
ситуации последних лет. Ставка на экспорт, слишком уж частые ремонты и
происшествия на НПЗ, попытки ручного управления рынком, слабая конкуренция
среди розничных сетей и системное недофинансирование логистической
инфраструктуры — всё это создало идеальные условия для кризиса.
Аналитики топливного рынка
отмечают, что нынешний всплеск цен — следствие системного дисбаланса между
производством, экспортом и внутренним потреблением. Несмотря на рост добычи
нефти в 2024–2025 годах, переработка в России сократилась. Это связано как с
износом мощностей, так и с низкой рентабельностью внутреннего сбыта. Ставка
компаний на экспорт, особенно в Китай, Индию и страны СНГ, приносит больше
прибыли, чем продажа внутри страны даже с учётом демпферных компенсаций. Таким
образом, внутренний рынок оказался на периферии интересов отрасли.
Кроме того, механизм демпфера,
который был введён в 2019 году и должен был сглаживать разницу между
экспортными и внутренними ценами, перестал эффективно работать. Рост мировых
котировок и ослабление рубля сделали экспорт ещё более привлекательным, в то
время как компенсации от государства не поспевают за динамикой. В итоге
нефтяные компании сокращают отгрузки на внутренний рынок, чтобы минимизировать
убытки. Попытки увеличить выплаты демпфера сталкиваются с дефицитом бюджета,
который также испытывает давление из-за военных расходов и социальных
обязательств.
Наконец, структура внутреннего
потребления топлива в России также изменилась. После 2022 года логистическая
нагрузка на автотранспорт существенно выросла из-за сокращения импорта и
перехода на внутренние цепочки поставок. Это привело к устойчивому росту спроса
на дизель и бензин, особенно в регионах с развитой переработкой и сельским
хозяйством. При этом система распределения осталась централизованной и
инертной. Региональные АЗС зависят от крупных поставщиков, а малым компаниям
всё труднее выживать на фоне скачков цен. Всё это усиливает напряжение и делает
рынок всё менее управляемым.
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"