Цены на бензин на бирже бьют рекорды. Что происходит и чем это грозит

В начале августа 2025 года в России второй раз подряд обновлён исторический максимум биржевых цен на бензин. На оптовом рынке он теперь стоит столько, сколько ещё никогда не стоил. Рост цен идёт практически без остановок: только за первую неделю месяца литр АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже подорожал на 2,5 рубля, до 59,5, а АИ-92 прибавил 1,7 рубля, до 50,38. За этими цифрами — понимание крайне сложной ситуации в отрасли.

Эта волна роста — не внезапный всплеск, а результат затяжного давления, накапливавшегося месяцами. Рынок столкнулся с комбинацией внутренних и внешних факторов: колебаниями цен на нефть, ограничениями экспорта, ремонтом сразу нескольких крупных НПЗ, падением предложения топлива на внутреннем рынке, логистическими сбоями, инфляцией и попытками ручного регулирования со стороны государства. Все они в сумме спровоцировали ситуацию, при которой розничные сети испытывают дефицит, логистические компании поднимают тарифы, а простые автомобилисты готовятся к очередному витку роста цен на всё, что возится по дорогам.

Осенью 2024 года проблемы только начинались: на фоне нестабильного курса рубля и выхода из-под контроля цен на мировом рынке российские трейдеры начали фиксировать первые признаки роста. Тогда казалось, что ситуация находится под контролем. Однако уже в январе 2025-го стало понятно: внутренний рынок топлива трещит по швам. Государство пыталось решить проблему в духе прежних лет — вводом временных ограничений на экспорт, увеличением субсидий нефтяникам, давлением на переработчиков. Но меры срабатывали только частично и временно.

К весне 2025 года в ряде регионов фиксировались перебои с поставками дизельного топлива. Частные сети жаловались на задержки при отгрузках, а малые АЗС — на то, что цены от поставщиков пересматриваются чуть ли не ежедневно.

В июне стало известно, что один из крупнейших перерабатывающих заводов в Поволжье уходит на плановый ремонт. Это резко сократило объём топлива, доступного для внутреннего рынка. В июле аналогичные действия предприняли ещё два крупных НПЗ в европейской части страны. Как отмечали эксперты в интервью «Фонтанке», такого масштабного одновременного сокращения переработки не было с 2020 года, когда эпидемия COVID-19 обрушила спрос и нефтяники массово снижали обороты.

К концу июля биржевые цены пошли вразнос. И хотя часть аналитиков указывали, что подобное уже случалось в 2021–2022 годах, в этот раз ситуация осложняется геополитической обстановкой, санкционным давлением и снижением эффективности госрегулирования.

Нефтяники, находясь под ударом внешнего давления, не готовы нести дополнительные издержки внутри страны. Многие из них начали продавать топливо по остаточному принципу — сначала экспорт, потом, если останется, — внутренняя отгрузка. Тем временем правительство, опасаясь резкого скачка цен на АЗС, усилило субсидии и компенсирующие выплаты, но бюджетное пространство для таких решений постепенно сужается.

Розничные цены пока не выросли в той же пропорции, что биржевые, благодаря действующим механизмам компенсаций. Но если тенденция сохранится, даже крупные федеральные АЗС будут вынуждены переписать ценники. По словам экспертов, при нынешней динамике оптовой цены в 59 рублей за литр, розничный АИ-95 должен стоить не менее 65–70 рублей за литр. Пока такие цифры можно встретить только на самых «дорогих» заправках, но и в крупных городах разница уже чувствуется: средняя цена в Петербурге вплотную приблизилась к 63 рублям за литр АИ-95 против 57 в начале года.

Попытки стабилизировать рынок продолжаются. В конце июля власти вновь заговорили о возможности полного запрета экспорта бензина. Это решение уже применялось в 2023 году, но, как показала практика, эффект был краткосрочным: нефтяники просто снижали загрузку НПЗ, чтобы не накапливать неликвидный продукт. В этот раз обсуждается более жёсткий сценарий: обязать переработчиков отгружать минимальные объёмы на внутренний рынок под контролем Минэнерго. Но для этого нужно менять нормативную базу, а главное — компенсировать компаниям выпадающую прибыль. В условиях дефицитного бюджета это решение может оказаться слишком дорогим.

На этом фоне растут и политические риски. Как отмечают некоторые эксперты, рост цен на бензин — один из самых чувствительных факторов для массового недовольства. Он напрямую влияет на уровень жизни всех: от расходов граждан до инфляции и темпов роста экономики. В регионах, где доходы населения ниже средних, подорожание топлива автоматически означает подорожание еды, медикаментов и бытовых услуг. Для местных властей это становится проблемой номер один, особенно в преддверии осеннего сезона, когда начинается активная подготовка к зиме.

Таким образом, текущий топливный кризис — не просто ценовой всплеск, а лакмусовая бумажка всей экономической ситуации последних лет. Ставка на экспорт, слишком уж частые ремонты и происшествия на НПЗ, попытки ручного управления рынком, слабая конкуренция среди розничных сетей и системное недофинансирование логистической инфраструктуры — всё это создало идеальные условия для кризиса.

Аналитики топливного рынка отмечают, что нынешний всплеск цен — следствие системного дисбаланса между производством, экспортом и внутренним потреблением. Несмотря на рост добычи нефти в 2024–2025 годах, переработка в России сократилась. Это связано как с износом мощностей, так и с низкой рентабельностью внутреннего сбыта. Ставка компаний на экспорт, особенно в Китай, Индию и страны СНГ, приносит больше прибыли, чем продажа внутри страны даже с учётом демпферных компенсаций. Таким образом, внутренний рынок оказался на периферии интересов отрасли.

Кроме того, механизм демпфера, который был введён в 2019 году и должен был сглаживать разницу между экспортными и внутренними ценами, перестал эффективно работать. Рост мировых котировок и ослабление рубля сделали экспорт ещё более привлекательным, в то время как компенсации от государства не поспевают за динамикой. В итоге нефтяные компании сокращают отгрузки на внутренний рынок, чтобы минимизировать убытки. Попытки увеличить выплаты демпфера сталкиваются с дефицитом бюджета, который также испытывает давление из-за военных расходов и социальных обязательств.

Наконец, структура внутреннего потребления топлива в России также изменилась. После 2022 года логистическая нагрузка на автотранспорт существенно выросла из-за сокращения импорта и перехода на внутренние цепочки поставок. Это привело к устойчивому росту спроса на дизель и бензин, особенно в регионах с развитой переработкой и сельским хозяйством. При этом система распределения осталась централизованной и инертной. Региональные АЗС зависят от крупных поставщиков, а малым компаниям всё труднее выживать на фоне скачков цен. Всё это усиливает напряжение и делает рынок всё менее управляемым.

Лебедев Денис

Руководитель отдела "Бизнес"

Комментарии