Эксперты рассказали,
что может привести к росту тарифов на топливо
«Московская газета» уже писала о
перебоях с производством бензина в России и о временном запрете на его экспорт.
Аналитики отрасли говорят о том, что НПЗ уже справились с проблемой, и на
внутреннем рынке возникли излишки топлива. Пришло время ненадолго отменить
запрет на экспорт?
Минэнерго предложило временно
отменить запрет на экспорт топлива ввиду перенасыщения внутреннего рынка.
По оперативным данным за 4 месяца
2024 года объем производства бензина в России сократился на 2% относительно
аналогичного показателя 2023 года, составив 14,4 млн тонн, а объём производства
дизельного топлива за 4 месяца 2024 года составил 28,8 млн тонн, а сокращение к
уровню 2023 года – 3%, сообщила «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа
Тамара Сафонова:
«Такое изменение могло стать
отражением изменения объемов потребления, результатов проведения плановых ремонтно-восстановительных
работ и ограничительных мер в отношении экспорта бензина и дизельного топлива.
Избыточные для внутреннего рынка объемы топлива должны быть распределены на
экспорт, в противном случае затоваренность резервуарных парков и нефтебаз может
привести к ограничению приема нефтепродуктов для транспортировки и как
результат к сокращению переработки и производства нефтепродуктов. В этой связи
принятые на правительственном уровне меры являются своевременными для
сбалансированной работы внутреннего топливного рынка».
Данные Росстата показывают, что в
последнее время производство бензина в России не сильно уступает показателям
февраля 2024 года, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Сергей
Кауфман:
«Это указывает на то, что отрасль
справилась с дефицитом, риск которого возрос в марте 2024 года. Избежать
кризиса в отрасли позволили своевременные ремонты НПЗ и приоритизация
производства бензина. О профиците на рынке говорят и спотовые цены: АИ-92 стоит
в районе 45 тыс. рублей/т. На этом фоне продление запрета на экспорт топлива не
выглядит целесообразным, в отличие от квотирования».
Ситуация на российском рынке
топлива не вполне понятна, считает заместитель председателя наблюдательного
совета Ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрий Гусев:
«Процесс принятия решений закрыт,
каких-то прозрачных механизмов или находящихся в открытом доступе данных здесь
нет. Какой-то закономерности, по которой после повышения оптовой цены до
определённого уровня можно отменять запрет на экспорт топлива. Если говорить о
насыщении или перенасыщении рынка, то цены на топливо, конечно, снизились, но
не до минимальных величин за всю историю наблюдений. Я думаю, ситуация
прояснится в ближайшее время. Но само предложение Минэнерго об отмене запрета
на экспорт топлива может повлиять на рынок. И привести к повышению цен».
По мнению аналитика ФГ «Финам»
Сергея Кауфмана, если запрет на экспорт будет отменен, оптовые цены на бензин
вырастут примерно на 10%, но такое движение не отразится на розничном рынке.
Николай Васильев