Конфереция

Биржевые цены на высокооктановые бензины выросли в I полугодие 2015 года почти на 30%, розничные – не превысили 2%

На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) за последние два месяца текущего года зафиксирован резкий рост цен на нефтепродукты. Подорожали в первую очередь высокооктановые бензины – марок Премиум-95 и Регуляр-92. По состоянию на 01 июля 2015 года согласно ежедневным значениям Владимирских индексов СПбМТСБ, рост биржевых цен составил за первое полугодие по бензину Бензин Премиум-95 – 23%, по бензину Регуляр-92 – 28,7%, по дизельному топливу летних сортов – 19,3%.

Анализируя динамику биржевых цен, эксперты, как правило, прибегают к Владимирским индексам – это основные индексы нефтепродуктов СПбМТСБ. Значения индексов отражают уровень биржевых цен нефтепродуктов на заводах, расположенных в центральной части РФ (Москва, Рязань, Ярославль, Нижний Новгород), приведенных путем добавления стоимости транспорта к станции Владимир Горьковской ЖД.

Динамика цен график.png

Кроме того, наблюдается тенденция к резкому росту оптовых (биржевых) и мелкооптовых цен начиная с первой декады мая 2015 года. Так, за период с 01 мая по 06 июля биржевые, оптовые и мелкооптовые цены по Северо-западному ФО выросли соответственно (по данным Thomson Reuters KORTES):

- Бензин Регуляр-92

таблица 1.png

- Бензин Премиум-95

таблица 2.png

- Дизельное топливо летних сортов

таблица 3.png 

Максимальная розничная стоимость бензина марки Аи-92 в июне 2015 года составила 44,59 руб. за литр в Якутии, а минимальная — 29,30 руб. — в Кемеровской области. Рост розничных цен по регионам не превысил 2% за полугодие (1,93% в Рязанской области), а на Алтае, напротив, бензин в июне стоил на 3,45% ниже уровня января.

Несмотря на возросший сезонный спрос и закрытие заводов на профремонты, товарные остатки высокооктанового бензина экологических классов 4+ на внутренний рынок, согласно данным ЦДУ ТЭК, на конец июня составляют почти то же количество, что и в январе – 1686 тыс. тонн (на 27 января они составляли 1602 тысячи тонн). Вместе с тем производится нефтепродуктов на 539,7 тыс. тонн в июне меньше, чем в январе 2015 года.

Почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение топлива и в связи с отсутствием свободных мощностей резервуарного парка НПЗ. Более того, даже на бумаге остатки снизились до критических отметок. Получается, что Минэнерго не контролирует ситуацию по фактическим остаткам, а ориентируется на голые цифры без реального наличия топлива. Поэтому при возникновении дефицита топлива нет никакого резерва для стабилизации ситуации.

Кроме того, Росстат отмечает сокращение производства автомобильного топлива. За первую неделю июня выпуск бензинов снизился на 6% — до 741,7 тыс тонн, дизельного топлива — на 7,3% — до 1,367 млн тонн.

Пресс-служба Минэнерго каждую неделю копи-пастит в пресс-релизе по итогам Штаба, что «анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, ПНПО, АЗС и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток». Однако биржевые индексы свидетельствуют об обратном.

Среди прочих «достижений» министерства — по-видимому, неприменимая на практике методика прогнозирования спроса на нефтепродукты, непрозрачные нормативы по накоплению запасов автобензина, а также отсутствие рекомендаций по их расходованию. Стоит ли удивляться ежегодно повторяющимся бензиновым кризисам?

ФАС России еженедельно мониторит ситуацию на рынке нефтепродуктов и находится в более тесном контакте со всеми его участниками. Однако в последние годы, когда заходила речь о возбуждении административных дел по признакам изъятия бензина с внутреннего рынка, в правительстве не давали отмашку действовать. Нефтяные компании отделывались предупреждениями и, видя нерешительность руководства страны, сами становились все более решительными.

Получается, что нефтяные компании не только адаптировались к рынку, но и умело манипулируют им, демонстрируя «нужные» ценовые показатели перед биржевым комитетом, который проходит с участием ФАС каждую среду, перед заседанием ФАС, тоже по средам, а также перед штабом Минэнерго, который проходит каждый четверг. Цены на бирже разгоняются в период четверг-пятница, а в понедельник-вторник идет спад и, соответственно, формируется благоприятная статистика к очередным еженедельным заседаниям ведомств.

Общественности демонстрируются цены на начало года и на конец года, которые совпадают с прогнозами о повышении на уровень инфляции – 10%, а то, что в течение года колебания и рост цен составляют до 30%, чиновниками умалчивается.

В результате такая ситуация констатирует лишь тот факт, что нефтяные компании своими «методами» ведения бизнеса устраняют независимую розницу с рынка. А это приведет лишь к одному, на рынке останется две-три компании с полугосударственным участием, которые  будут диктовать цены всем. Если сейчас конкуренция на топливном рынке по регионам очень высокая, то уход независимой розницы только усугубит ситуацию с ростом цен.

Профилактические ремонты на НПЗ в 2015

График ремонтов НПЗ отсутствует в свободном доступе и распространяется только ЦДУ ТЭК по платной подписке за высокую стоимость. Поэтому участники рынка не обладают исчерпывающей информацией о запасах, экспорте и сроках плановых ремонтов на НПЗ. Данный факт провоцирует различные спекуляции на тему возможного дефицита нефтепродуктов, что дестабилизирует рынок и грозит необоснованным ростом цен.

Ниже приводится доступная в Интернете информация о проф. ремонтах на НПЗ согласно данным аналитической службы компании «Новотэк-Трейдинг»:

- ОАО "Газпром нефтехим Салават"

Заявленная мощность переработки: 10 млн. тн в год (в 2014 году фактически переработано 8,268 млн. тн). Ориентировочные сроки ремонта: 20.03.2015г. - 20.042015г. Объект: установка гидроочистки дизельного топлива.

- ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод»

Заявленная мощность переработки: 8,8 млн. тн в год (176,000 баррелей/сутки). Ориентировочные сроки ремонта: март 2015г. Объект: нет информации.

- ОАО "Сызранский НПЗ"

Заявленная мощность переработки: 8,9 млн. тн в год (178,000 баррелей/сутки). Ориентировочные сроки ремонта: март 2015г. Объект: нет информации.

- ОАО "Уфанефтехим"

Заявленная мощность переработки: 9,5 млн. тн в год (190,000 баррелей/сутки). Ориентировочные сроки ремонта: с 16.03.2015г. на 30 дней. Объект: нет информации.

- ОАО "Уфимский НПЗ"

Заявленная мощность переработки: 7,5 млн. тн в год (150,000 баррелей/сутки). Ориентировочные сроки ремонта: 01.04.2015г. на 15 дней. Объект: установка обессеривания дизельного топлива.

- ОАО "Новойл"

Заявленная мощность переработки: 7,1 млн. тн в год (142,000 баррелей/сутки). Ориентировочные сроки ремонта: в мае 2015г. на 15 дней. Объект: установка гидроочистки дизельного топлива.

Когда заводы останавливаются на ремонт, для части оптовых и мелкооптовых покупателей бензина, не аффилированных с крупными нефтяными компаниями, это становится сюрпризом, они начинают лихорадочно скупать топливо, а продавцы поднимают цену.

Причины роста цен

Рост цен на нефтепродукты принято объяснять рядом причин. Во-первых, традиционный сезонный рост потребления бензина (летом люди больше ездят).

Во-вторых, авария на Московском нефтеперерабатывающем заводе, которая произошла 25 июня. В результате аварии остановилась установка риформинга, которая позволяет производить один миллион тонн высококачественного бензина в год (возобновила работу 30 июня). Несмотря на небольшой период остановки, рынок этот период жил в напряжении. Компания обещает, что дефицита не будет, так как недостающие объемы будут компенсироваться с помощью Ярославского и Омского нефтеперерабатывающих заводов. Однако, как сообщил «Аи 92» исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко, в Сибири уже началось волнение, связанное с возможным дефицитом нефтепродуктов, который компенсирует объемы Московского НПЗ. Розничные цены в Красноярске повысились сразу на 1,5 рубля за литр топлива. Началась соответствующая реакция: замещение объемов уменьшает предложение на местном рынке и трейдеры начинают увеличивать спрос, и это все проявляется на цене. Как отмечают эксперты, временная остановка любого нефтепроизводителя в России неизбежно приводит к перераспределению топлива по регионам и повышению его стоимости.

Напомним, в 2014 году авария на Ачинском перерабатывающем заводе компании «Роснефть» повлияла на рост цен бензина, производимого на Омском НПЗ: биржевая стоимость топлива тогда увеличилась на 3%.

Еще одна причина заключается в том, что летом нефтеперерабатывающие заводы часто закрываются на профилактический ремонт. В нынешнем году этот фактор усугубляется грядущим в 2016 году переходом на оборот топлива экологического стандарта «Евро-5» — модернизацию заводов нужно завершить до января. Рассуждая о ценовых прогнозах, не следует забывать и о предупреждении ФАС, что введение запрета на оборот бензина класса «Евро-4» с начала 2016 года может вызвать дефицит топлива. Поскольку не все крупные компании готовы полностью перейти на производство «Евро-5» к этому моменту. В частности, речь идет о «Роснефти».

И все это происходит на фоне роста экспорта нефтепродуктов и сокращения импорта бензина из Белоруссии.

С учетом резкого снижения курса рубля и повышения выгоды отправки нефтепродуктов на экспорт, трейдеры активно закупают топливо впрок. Это провоцирует рост биржевых цен на бензин. В государстве растет инфляция, кроме того, начинают проявляться последствия от налогового маневра, принятого в прошлом году. В целом налоговая нагрузка меняет пропорции и имеет свое давление, и это должно было когда-то проявиться. Нефтяные компании компенсируют налоговую нагрузку в пользу государства ростом цен, параллельно зарабатывая на экспорте. Этот факт в определенной степени начал проявляться на Бирже, поскольку предложение уменьшилось. А когда предложение уменьшается, значит трейдеры, которые там работают, начинают повышать спрос, т.е. готовят запасы по действующим ценам, чтобы потом не закупаться по более высоким ценам. Уменьшение предложения всегда ведет к росту цен. К тому же на систему накладываются отложенные спросы по инфляции, по налоговому маневру и т.д. И они начинают проявляться в цене с отложенным действием. Эксперты отмечают, что темпы роста цен в 2015 году в оптовом звене более ускоренные, чем в прошлом году, розничные цены, напротив, менее динамичны, чем в 2014 году.

Резюме

Правительство сохраняет прогноз роста цен на бензин и дизельное топливо в 2015 г. на уровне 10%, говорил в январе вице-премьер Аркадий Дворкович. Бензин начал заметно дорожать весной сначала на бирже. ФАС обещала проверить рост цен. На прошлой неделе она вынесла предупреждение «Лукойлу», заподозрив его в завышении цен при реализации бензинов на бирже, что затрудняет их приобретение независимыми участниками.

Многие компании используют биржевую цену как ориентир для ценообразования в мелком опте, а она, в том числе, определяет динамику стоимости бензина на заправках. Складывается ситуация, когда подъем цен на бирже, которая, по мнению некоторых участников топливного рынка, стала лишь рыночным оправданием высоких цен, вынуждают независимую розницу к подъему цен на своих АЗС. Независимые сети вынуждены повышать цены на АЗС, т.к. покупают нефтепродукты у нефтяных компаний уже по высоким оптовым ценам. А нефтяные компании, реагируя на рынок, поднимают цены на АЗС следом за независимыми и фиксируют высокие цены и в рознице. При этом ВИНКи везде получают выгоду – и в экспорте, и в оптовом звене (на бирже) и, в конечном счете, в рознице. 

Комментарии