Сезонное сокращение спроса на один из основных видов нефтехимического
сырья — сжиженные углеводородные газы — на фоне их профицита на внутреннем
рынке спровоцировало биржевое падение цен. За последнюю неделю котировки
опустились на 10%, а за месяц — на 33%, до 32,3 тыс. руб. за тонну. Эксперты
ожидают дальнейшего снижения стоимости к концу года с учетом скорого полного
закрытия для экспорта европейских рынков.
Котировки сжиженных
углеводородных газов (СУГ) на СПбМТСБ за неполную неделю с 9 сентября по 12
сентября обвалились на 10%, до 32,3 тыс. руб. за тонну по территориальному
индексу Сибири и Урала. За месяц СУГ потеряли в цене 13%. Это самый низкий
показатель за последние полтора месяца. В прошлый раз этот вид нефтепродуктов
так сильно дешевел 26 июля, когда котировки снижались до 30,9 тыс. руб. за
тонну. Впрочем, текущие цены на 33% превышают прошлогодние, когда СУГ
торговались на уровне 24,3 тыс. руб. за тонну.
Источник “Ъ” на рынке считает
ключевой причиной снижения биржевых цен на СУГ снижение цен на автобензины
вследствие роста объема биржевого предложения.
Он напоминает, что в конце июля
произошла авария на крупнейшем российском производителе СУГ — «Роспане» — с
последующей остановкой производства, вызвав повышение котировок. Так, 31 июля
был достигнут максимум цены почти за три года — 38,5 тыс. руб. за тонну.
Частичное возобновление отгрузок СУГ с «Роспана» в середине августа
стабилизировало цены, но в условиях нехватки предложения продукта и высоких цен
на автобензины сжиженные газы оставались сильно переоцененным товаром
относительно бензинов. Наращивание объемов продаж на бирже бензинов с прошлой
пятницы спровоцировало снижение цен на них и стало пуском для активного
удешевления СУГ, поясняет собеседник “Ъ”. Стоимость Аи-95 и Аи-92 на СПбМТСБ 12
сентября снижалась на 1,89% и 0,76%, до 66,5 тыс. и 59,03 тыс. руб. за тонну
соответственно.
Управляющий партнер «Пролеума»
Максим Дьяченко согласен, что ключевым фактором влияния на цены выступает
повышение объемов предложения. Он напоминает, что с планового ремонта выходят и
другие заводы, так что производство растет. В то же время, говорит эксперт,
заканчивается сезон высокого спроса на СУГ. По его словам, сжиженные газы
всегда сильно дешевеют к Новому году.
Руководитель направления
консалтинга NEFT Research Александр Котов в качестве одной из причин снижения
котировок СУГ на бирже и профицита на российском рынке называет снижение
экспорта ввиду введенных со стороны ЕС санкций. До конца текущего года
сохраняется возможность поставок в Польшу по долгосрочным контрактам, но с 1
января 2025 года и это направление закроется. Соответственно, профицит еще
сильнее увеличится в 2025 году, отмечает аналитик. Господин Котов напоминает,
что СУГ, по сути, побочный продукт нефте- и газопереработки и просто резко
сократить его производство не получится без разгрузки НПЗ и ГПЗ.
Перспективным направлением
экспорта для российских СУГ Александр Котов считает Китай и другие страны АТР.
Но, отмечает он, поставки по этому направлению осложняются отсутствием
действующего морского терминала по перевалке СУГ на Дальнем Востоке.
Помимо этого, вопросы вызывает
экономика поставок из-за более высоких транспортных издержек. Аналитик
напоминает, что сейчас в порту Советская Гавань в Хабаровском крае реализуется
первый этап проекта, который предполагает перевалку в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона до 1 млн тонн СУГ в год (инвестор указывал срок
запуска в 2025 году). До открытия данного терминала поставки в Китай продолжают
осуществляться по железной дороге, но объем таких поставок весьма ограничен
из-за технологических сложностей в перевалке груза на приграничных сухопутных
терминалах, говорит он. На фоне этих факторов эксперт прогнозирует сохранение
достаточно низких внутренних цен на СУГ в среднесрочной перспективе.
Ольга Мордюшенко